За 2024 год в лекарственной рознице реализовано 64 млн флаконов настоек на сумму порядка 3,3 миллиардов руб., получается исходя из сведений Каждомесячного розничного аудита компании DSM Group лекарственного рынка Рф. Относительно 2023 года размер продаж в рублях увеличился на три процента, при всем этом в натуральном выражении была отмечена негативная направленность (-3,2 %).
Настойки относятся к экономным фармацевтическим средствам, что разъясняет их необходимость. В среднем один флакон настойки в аптеке в 2024 году можно было приобрести за 51 руб., что на 6,4 % выше, чем год назад. Данная группа средств представлена дешевыми аналогами и не имеет отношения Перечню ЖНВЛП.
В группе настоек наблюдается несколько производителей-лидеров, разделяющ?? меж собой огромную часть рынка. 1-ое место держит отечественная компания из Ульяновской области «Гиппократ» (-пять процентов к 2023 году). Из 9 брендов производителя главным остается успокоительное средство «Пустырник», реализация которого увеличилась на тринадцать процентов (23 млн руб.) за год.
2-ая позиция у «Флоры Кавказа» (доля восемнадцать процентов в рублях): повышение продаж на тридцать процентов изготовителю обеспечили седативные средства «Пион» (+восемьдесят четыре процента) и «Валериана» (+тридцать шесть процентов), также антисептическое и антивосполительное средство «Календула» (+шестьдесят четыре процента). Всего в ассортименте компании из Карачаево-Черкесской Республики 6 брендов. Средняя стоимость за упаковку наименее 40 руб.
Производитель «ПФК Обновление» (доля двенадцать процентов в рублях) из Новосибирской области в 2024 году занял третью строку по стоимостному размеру продаж. Компания показала высшую динамику — пользователи аптечных пунктов израсходовали на покупку настоек от Renewal на двадцать шесть процентов больше средств, чем год назад. Это 2-ое место по темпу прироста в числе ведущих производителей настоек. Товарная линейка содержит в себе 7 брендов настоек с разным фармакотерапевтическим действием. Около восьмидесяти процентов от оборота компании занимают седативные настойки растительного происхождения «Валериана» и «Пустырник» и дезинфицирующая и антивосполительная растительная настойка под маркой «Календула», которую можно использовать внешне, местно и вовнутрь зависимо от показаний к применению. Заметнее всего вырос спрос на последующие препараты: седативное средство «Пион» (+2891% относительно 2023 года), кардиотоническое средство «Боярышник» (+143%), катализатор компенсации тканей «Прополис» (+сорок один процент).
Самыми представленными на рынке настоек являются организации «Бэгриф» и «Тверская лекарственная фабрика» (не вошла в TOP10) — по 13 брендов, «Тульская лекарственная фабрика» и «Ярославская лекарственная фабрика» (не вошла в TOP10) — по 12 брендов.
TOP10 производителей настоек по стоимостному размеру в 2024 году
Рейтинг | Производитель | Размер продаж, млн руб. | Доля, % | Прирост к 2023 году, % |
1 | «Гиппократ» | 695,7 | 21 | -5 |
2 | «Флора Кавказа» | 581,1 | 18 | +30 |
3 | «ПФК Обновление» (Renewal) | 408,0 | 12 | +26 |
4 | «Тульская лекарственная фабрика» | 344,8 | 11 | -21 |
5 | «Алвилс» | 339,3 | 10 | +14 |
6 | «Ивановская лекарственная фабрика» | 248,3 | 8 | -9 |
7 | «Бэгриф» | 212,4 | 6 | +8 |
8 | «Столичная лекарственная фабрика» | 85,7 | 3 | -8 |
9 | «Эвалар» | 80,1 | 2 | -24 |
10 | «Вифитех» | 72,7 | 2 | -11 |
У большей части ведущих производителей главную долю в обороте занимают настойки, которые оказывают седативное действие. На эту фармакотерапевтическую группу приходится выше половины от емкости аптечного рынка настоек. Сюда относятся настойки пустырника, валерианы и пиона. Кроме того, видимую долю в конкурентноспособном окружении занимают кардиотонические препараты (настойки боярышника) и средства, которые оказывают антисептическое и антивосполительное действие (настойки календулы).
Соотношение продаж настоек по фармакотерапевтическим группам в 2024 году