В конце 2020 года в медицинском сообществе появился новый термин — «постковидный синдром», который сегодня наблюдается у каждого третьего перенесшего COVID-19 пациента. Синдром имеет ряд симптомов, один из которых — поражения сердца и сосудов.
Возникновение множества новых случаев сердечно-сосудистых заболеваний — то, с чем врачам предстоит бороться в ближайшие годы, заявила зав. кафедрой поликлинической терапии и семейной медицины с курсом ПО ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, д.м.н., профессор Марина Петрова.
Клинические последствия COVID-19 выражаются в таких сердечно-сосудистых расстройствах, как артериальная гипертензия, хроническая сердечная недостаточность (ХСН), нарушения ритма сердца (впервые возникшая фибрилляция предсердий и ортостатическая тахикардия) и сахарный диабет. Нередкими являются и осложнения уже имеющихся заболеваний: так, при постковидном синдроме у 30% пациентов отмечается декомпенсация артериальной гипертензии, у 20% — декомпенсация ХСН, а у 15% развивается ортостатическая тахикардия, сообщила Марина Петрова. Кроме того, до 44% пациентов, имеющих проблемы со стороны сердечно-сосудистой системы, страдают от нарушения частоты сердечного ритма.
Нередко у пациентов диагностируется постуральная ортостатическая тахикардия — повышение ЧСС при переходе из горизонтального в вертикальное положение на более чем 30 ударов в минуту. «В 90% случаев данный вид тахикардии развивается у женщин от 13 до 40 лет, — уточнила специалист. — Ее основные симптомы — головокружение, сердцебиение, дрожь, атипичная боль в груди. Кроме того, пациенты часто жалуются на симптомы, не связанные с положением тела: нарушения сна, головная боль, хроническая усталость, непереносимость физических нагрузок, «туман в голове», частая тошнота».
Еще один опасный эффект COVID-19 — фибрилляция предсердий, которая в постковидную эпоху стала встречаться гораздо чаще. Нередко у пациентов наблюдается желудочковая экстрасистолия и пароксизмальная тахикардия, при которой ЧСС достигает 180 ударов в минуту, а тщательное обследование не выявляет сердечной патологии.
Чтобы предотвратить все эти опасные состояния, для перенесших коронавирусную инфекцию со второго месяца после выздоровления должна обязательно проводиться углубленная диспансеризация, цель которой — выявлять любые подозрительные изменения в организме. «У переболевших COVID-19 пациентов диспансеризация обязательно предполагает выявление ХСН, — подчеркнула Марина Петрова. — Это особенно важно, потому что вероятность дожития до следующего возрастного интервала от момента постановки ХСН невысока. В зависимости от степени тяжести заболевания смертность составляет от 4 до 10% в год, при этом каждый третий пациент с ХСН через месяц после выписки из стационара попадает на повторную госпитализацию. Через три месяца в стационар попадает уже 42 пациента из 100, а в течение года не менее 63 пациентов из 100 обязательно окажутся в стационаре с декомпенсацией ХСН»1.
Кроме этого, по мнению кардиолога, большое значение имеет и амбулаторный прием пациентов. Он должен быть направлен на формирование приверженности к здоровому образу жизни и модификацию факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, самые опасные из которых — вредные привычки, несбалансированный рацион питания и гиподинамия. «Например, для пациентов с ишемической болезнью сердца отказ от табакокурения, сокращение потребления алкоголя, регулярные физические нагрузки и сбалансированное питание часто даже более эффективны, чем применение лекарственных препаратов», — заявила Марина Петрова.
Согласно прогнозам исследователей, в период с 2005 по 2030 гг. табакокурение станет причиной смерти более 175 млн человек во всем мире. В активной и пассивной форме эта вредная привычка способствует развитию ишемической болезни сердца и инсульта, в 5,5 раза увеличивает риск аневризмы аорты, атеросклероза, эндотелиальной и эректильной дисфункции у пациентов, поэтому сегодня любой врач должен стараться мотивировать пациента на отказ от курения, считает специалист. «Бросить курить никогда не поздно, — отметила она. — Уже через 24 часа после отказа снижается уровень артериального давления, через три месяца — улучшается функция легких, через год риск развития ишемической болезни сердца снижается наполовину, а через 15 лет риск сердечно-сосудистых заболеваний становится таким же, как у никогда не куривших».
Отказ от курения — «золотой стандарт» для всех пациентов. «Если человек не готов или не может бросить курить немедленно, в рамках концепции снижения вреда можно рассмотреть переход на электронные системы нагревания табака, которые позволяют на 90% снизить количество вдыхаемых вредных веществ по сравнению с обычными сигаретами», — считает Марина Петрова. В июле 2023 года использование электронных никотинсодержащих устройств вошло в клинические рекомендации Американской ассоциации сердца и Американской коллегии кардиологов.
Профилактика постковидного синдрома — это совместная работа системы здравоохранения, государства и самих пациентов, заключила специалист. Каждый человек может и должен взять на себя ответственность за собственное здоровье: уменьшать, а в перспективе и полностью устранять факторы риска, регулярно проходить диспансеризацию, прислушиваться к рекомендациям врача и стараться вести здоровый образ жизни. Все это, по ее словам, поможет значительно уменьшить последствия пандемии COVID-19 и сохранить здоровье нации.
1. Арутюнов Г.П. с соавт. Кардиология 2015; 5612-21; Арутюнов А.Г. с соавт. Сердечная недостаточность 2014; Том 15, № 1 (82) 23-32.
Материал партнера: PMI Science