Динамика реализации продуктов аптечного ассортимента на маркетплейсах начала притормаживать. При всем этом лидером в секторе ОТС и БАД остается Ozon, Вайлдбериз в приоритете у тех, кто покупает косметику и медизделия.
Маркетплейсы как и раньше увеличивают реализации продукции аптечного ассортимента, несмотря на то, что уровень повышения этих категорий значительно уменьшились. Динамика начала притормаживать прямо за «взрослением» всего online-рынка FMCG, поведала гендиректор «Сириуса» Валентина Марченкова, в ходе выступления на мероприятии «День аналитика», сообщает журналист «ФВ».
«Умопомрачительно, что доля в общей структуре продаж договоров 1P (когда производитель реализует продукты агрегатору для предстоящей реализации) в первый раз с 2019 года проявили отрицательный рост в четвёртом квартале 2024 года», — сообщила она.
Специалист привела данные, приобретенные при помощи площадки AggreGor: она собирает аналитику методом суммирования продаж всех брендов ОТС, БАД, косметики (без учета сектора масс-маркет), мед изделий по системе FBO на маркетплейсах. В аналитике нет продаж «Yandex Маркета», который в главном работает по системе FBS.
Общий размер рынка нефармацевтической розницы по категориям за январь—апрель 2025 года составил:
- фармацевтических средств (ОТС) — 2,2 миллиардов руб.,
- БАД — 19,3 миллиардов руб.,
- косметики (исключая масс-маркет) — 86,7 миллиардов руб.,
- медизделий — 31,8 миллиардов руб.
По соотношению с соответствующим временным отрезком 2024 года прирост в рублях составил: по БАД — семьдесят один процент, по косметике — сорок восемь процентов, по медизделиям — сорок процентов.
«В общей сумме за 4 месяца реализации препаратов ОТС повысились на десять процентов по отношению к соответствующему временному отрезку 2024 года, но из месяца к месяцу наблюдается падение продаж на 27,8 %», — сообщила Марченкова.
Лидером в числе маркетплейсов по системе FBO с толикой восемьдесят шесть процентов в секторе ОТС остается Ozon, доля Вайлдбериз составила четыре процента.
Ozon сохраняет лидирующие позиции и в категории БАД — пятьдесят девять процентов. При всем этом в соответствующем временном отрезке прошедшего года его доля была выше на пять процентов.
В секторе косметики лидером остается Вайлдбериз с толикой шестьдесят пять процентов. Доля Ozon раз в год понижается. По медизделиям пятьдесят пять процентов рынка занимает Вайлдбериз, но в апреле реализации Ozon были выше, чем у соперника, на девять процентов.
«Невзирая на торможение динамики продаж маркетплейсов, рынок нефармацевтической online-розницы не прекращает расти, — констатировала Марченкова. — Больший рост показала категория БАД, а сектор препаратов ОТС приметно «просел»: повышение составило десять процентов, в то время как темп роста этой категории в январе—апреле 2024 года по сопоставлению в соответствующим временным отрезком 2023 года составил 511%».