К 2028 году восемьдесят процентов рынка могут занять большие аптечные сети, но у маленьких игроков остается шанс на фуррор за счет необыкновенных форматов и усовершенствования управления. Одни дают услугу забрать медицинские препараты не выходя из машинки, остальные употребляют искусственный ум для приспособлении ассортимента под локальные необходимости. Главными вызовами остаются юридические ограничения и налоговое бремя. Однако и тут есть тактики выживания для сетей до 100 аптечных пунктов.
К 2028 году восемьдесят процентов рынка аптечных пунктов будет занято наикрупнейшими сетями аптек. Этот прогноз на базе каждомесячного наблюдения лекарственного рынка озвучил гендиректор Retailing Consult Игорь Головко на мероприятии «Зеленый крест». Он отметил, что увеличение числа аптечных пунктов случается за счет самых серьезных участников. Например, с 2014 года доля TOP20 сетей выросла с 25 до 60—шестьдесят пять процентов в 2024 году, по данным AlphaRM. «Но даже когда в TOP20 зайдет восемьдесят процентов рынка, свыше 30 тыс. аптечных пунктов останутся у маленьких сетей, потому необходимо смело глядеть вперед и мыслить на данный момент, как противодействовать великанам и небожителям», — сказал он.
«Быть увлекательнее, если не выходит стать дешевле»
«В критериях твердой конкурентной борьбы с общегосударственными сетями, если не выходит быть дешевле, принципиально быть увлекательнее», — отметил коммерческий руководитель «Фито-Фарм» Владимир Моргун. Компания ввела веб-заказы через Телеграм и запустила «Аптеку Авто» в Ярославле, где клиенты забирают заказы не выходя из машинки. «Данный проект нацелен на обеспеченных людей, для которых сервис важнее цены», — сообщил он. Согласно его убеждению, программа лояльности и поддержка соц групп жителей (пожилых людей, людей с ограниченными возможностями, многодетных семей) — также нужное условие для развития маленьких сетей.
«Не страшиться стать клиентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения»
Сеть «Смоленск-Фармация» сохраняет услуги по отпуску препаратов предметно-количественного учета (ПКУ), льготных фармацевтических средств и паллиативной поддержки. «Невзирая на высочайшие опасности проверочных мероприятий со стороны Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, мы эти услуги не убираем, они остаются необходимыми для роста трафика», — подчеркнула руководитель организации Надежда Катело. «Смоленск-Фармация» развивает единственную в регионе производственную аптеку с высокомаржинальными продуктами. Гендиректор донецкой сети «Арника» Вадим Левченко поддержал данный подход, но подчеркнул, что пуск таковых аптечных пунктов осложнён из-за нормативных барьеров. «Мы сохранили производственную аптеку, но еще не можем её запустить. Главная трудность — отсутствие точных советов по нормативному и организационному оформлению», — сообщил он.
Согласно мнению Катело, в регионах доступ к медпомощи ограничен, потому провизоры, которые способны хорошо проконсультировать, остаются первой линией поддержки для жителей. «Это также наш актив, позволяющ?? нам уверенно себя ощущать недалеко от общегосударственными сетями», — сообщила она.
«Изживать мышление ИП-шников»
«Кроме провизоров, придется находить, нанимать, воспитывать отличных бухгалтеров», — подчеркнул Левченко. Он отметил, что «мышление ИП-шников», когда один бухгалтер обслуживает 12 аптечных пунктов, в имеющейся налоговой системе малопродуктивен. В его сети из 100 аптечных пунктов работают 7 бухгалтеров, каждый практикуется на собственном направлении, что увеличивает продуктивность. В сети «Фито-Фарм» (20 аптечных пунктов) бухгалтерию ведут три работника, часть задач передана на аутсорсинг, также употребляется спец ПО для автоматизации учета. «При ограниченных ресурсах стоит объединяться с иными сетями для разделения издержек на бухгалтерию и IT-системы», — порекомендовал Моргун.
Катело акцентировала внимание на значимости достойной заработной платы для бухгалтеров. «Содержание бухгалтерии в нашей сети обходится в 350 тыс. руб. со взносами. Лучше нанять 1-го профессионального спеца, который закроет все необходимости», — сообщила она. Кроме того, Катело советует часто проводить аудит затрат и увеличивать местным сетям оборачиваемость продуктов через управление ассортиментом.
«Приспособиться под специфику локации»
Сеть «Фармес» в Сочи адаптировала ассортимент под необходимости путешественников и местного населения, что привело к росту продаж на двадцать два процента, сообщил руководитель организации Армен Саркисян. «В 2024 мы сделали упор на две главные составляющие: повышение операционной продуктивности и увеличение полномочий служащих, перераспределили обязанности заведующих аптечных пунктов, повысив число аптечных пунктов под их управлением». Компания также ввела искусственный ум для изучения данных. «ИИ оказывает помощь в управлении ассортиментом, предоставляя «2-ое мнение» и принимая меры к выявлению слабенькие места», — рассказал он.