Содержание:
По итогам семи месяцев 2024 года аптеки продали 2,8 млрд упак. лекарств на 914,3 млрд руб. Продажи прочего ассортимента достигли 1,2 млрд упак. на 193 млрд руб., БАД — 0,3 млрд упак. на почти 91 млрд руб., подсчитал «ФВ» по данным AlphaRM.
Из трех аптечных категорий рост натуральных продаж есть только у прочего ассортимента — на 3% за семь месяцев 2024 года, по сравнению с таким же периодом 2023 года, и БАД — на 4%. Реализация лекарств в упаковках снизилась на 2%. Среди TOP30 компаний по объему продаж в упаковках только у половины есть рост более чем на 4%.
Как растет рынок
В рублях наилучшая динамика у БАД — рост на 23%. Продажи лекарств в январе—июле 2024 года увеличились на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Прочий ассортимент вырос на 10%.
Динамика аптечных продаж
Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
Уровень продаж лекарств в рублях в текущем году выше по сравнению с прошлым годом, при этом ежемесячная динамика совпадает с прошлогодней: в марте был подъем продаж, а в июне наблюдался сезонный спад.
Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
Помесячная динамика в упаковках также похожа на продажи 2023 года, однако здесь более заметно снижение реализации лекарств с марта по июнь.
Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
Какие препараты покупали
Ингибиторы АПФ из года в год лидируют среди терапевтических групп. Текущий 2024 год не стал исключением. Продажи группы за семь месяцев 2024 года достигли почти 50 млрд руб., показав прирост на 19%. Традиционные аптечные препараты — противовоспалительные лекарства, средства от насморка и препараты от кашля и простуды на втором, третьем и четвертом местах соответственно.
Во время пандемии на первые строки выходили антикоагулянты, теперь они не попали в первую пятерку групп. В то же время эти препараты показали самый высокий прирост продаж — 22% среди первой десятки.
Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
За семь месяцев 2024 года самой объемной группой по натуральным продажам стали средства от насморка. Обезболивающие и противовоспалительные лекарства на втором и третьем местах соответственно.
Из первой десятки практически у всех групп снизились продажи в упаковках. Самое серьезное снижение у антисептиков — на 25%, на 9% уменьшилась реализация психолептиков и анальгетиков. В плюсе остались антибиотики (+6%) и противовоспалительные лекарства (+4%), символический рост — 1% — у ингибиторов АПФ и антацидов.
Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
Лидеры рынка
Первое место в январе—июле 2024 года среди корпораций на аптечном рынке лекарств заняла компания Bayer. Год назад она была на втором месте. «Нижфарм», которая также представляет в России продукцию немецкой Stada, заняла второе место, в прошлом году за этот же период она была первая.
Третью строку заняла Servier, которая поднялась на одну строчку вверх по сравнению с прошлым годом. «Отисифарм», которая в 2023 году входила в тройку лидеров, спустилась на пятое место.
Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
Первые два места в первой десятке корпораций по объему продаж в упаковках занимают «Фармстандарт» и «Озон». Такой же расклад был и в прошлом году. На третьем месте замена — теперь там «Нижфарм», которая поднялась на одну строку. В прошлом году была Тульская фармфабрика, которая теперь на восьмом месте. Продажи этой компании в упаковках снизились на 48%.
Реализация в упаковках также уменьшилась у «Фармстандарта» (на 14%), «Отисифарма» (на 6%), символическое снижение у Teva и Dr. Reddy’s — на 2 и 1% соответственно.
Самый высокий прирост у «Солофарм» (на 21%) и у ПФК «Обновление» (на 20%), также выросли натуральные продажи у «Биннофарм групп» (на 8%) и «Озона» (на 6%).
В упаковках корпорации показывают не очень уверенный рост по сравнению с рублевыми продажами. В TOP30 корпораций по объему продаж в упаковках только у 13 компаний есть прирост больше 6%, в TOP50 — у 21 компании, то есть в натуральном выражении растет каждая вторая корпорация.
Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
«ФВ» сравнил TOP30 корпораций по объему продаж в рублях и TOP30 компаний по натуральным продажам. Из этих двух списков нашлось только десять компаний, у которых был прирост и в рублях, и в упаковках.
На первом месте оказался российский производитель ПФК «Обновление», продажи препаратов которого за семь месяцев 2024 года выросли на 40% в рублях и на 20% в упаковках. На втором месте также российская компания — «Солофарм». Третью строчку занял иностранный производитель Haleon.
Корпорации, показавшие максимальный прирост продаж в рублях и упаковках
Рейтинг |
Корпорация |
Прирост в рублях 7 мес. 24/7 мес. 23, % |
Прирост в упаковках 7 мес. 24/7 мес. 23, % |
Средний прирост в рублях и упаковках, % |
1 |
Обновление ПФК |
40 |
20 |
30 |
2 |
Солофарм |
26 |
21 |
24 |
3 |
Haleon |
22 |
16 |
19 |
4 |
Биннофарм групп |
26 |
8 |
17 |
5 |
Sanofi |
20 |
12 |
16 |
6 |
Озон |
24 |
6 |
15 |
7 |
Servier |
20 |
7 |
13 |
8 |
Нижфарм |
18 |
1 |
10 |
9 |
Gedeon Richter |
15 |
2 |
9 |
10 |
Вертекс |
10 |
1 |
6 |
Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»