В ноябре 2022 года аптечные продажи всего ассортимента (лекарства, БАД и прочее) выросли на 8% по сравнению с аналогичным месяцем 2021 года и составили 153,3 млрд руб. Большая часть доли пришлась на лекарства – 116,9 млрд руб. (+6%) и 448,5 млн упаковок (+1%). На втором месте прочий ассортимент – 174,9 млн упаковок (-3%) на 25,6 млрд руб. (+16%), на третьем – БАД – 43,6 упаковок (-2%) на 10,7 млрд руб. (+8%).
Согласно данным AlphaRM, за 11 месяцев аптеки продали 4,6 млрд упаковок лекарств. По сравнению с таким же периодом 2021 года натуральное потребление не выросло. В рублях рост составил 9% – 1,2 трлн руб.
Самое сильное снижение натуральных продаж у прочего ассортимента – на 18%, за 11 месяцев продано 1,8 млрд упаковок на 275 млрд руб. (+17%). Продажи БАД в упаковках снизились на 1% до 428,3 млн, в денежном выражении они выросли на 15% и составили 103,8 млрд руб.
Как продавались лекарства
В течение 2022 года продажи лекарств не уходили далеко от уровня 2021 года. Исключение составило начало года, когда в январе-феврале была вспышка заболеваемости новым вариантом COVID-19, а в марте возник ажиотаж из-за геополитической обстановки.
В январе-ноябре рост продаж лекарств был скорее инфляционным: в рублях он был +9%, а в упаковках рынок не вырос. При этом средняя цена увеличилась на 10% с 237,92 руб. до 261,62 руб. за упаковку.
В 2022 году первое место по-прежнему у лекарств для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. В первую тройку вошли противопростудные и противокашлевые препараты, а также средства от насморка. Лидеры прошлого года – противовирусные лекарства и антикоагулянты спустились на пятое и шестое места соответственно.
TOP10 терапевтических групп по объему продаж в январе-ноябре 2022 года |
||||
11 мес. 2022 |
11 мес. 2021 |
Группа EphMRA (2 уровень) |
Продажи 11 мес. 2022, млрд руб. |
Динамика 11 мес. 2022/11 мес. 2021 |
1 |
1 |
Ингибиторы ангиотензин-превращающего фермента (апф) |
61,96 |
14% |
2 |
4 |
Противопростудные и противокашлевые препараты |
51,96 |
11% |
3 |
6 |
Препараты для лечения заболеваний носа |
50,50 |
19% |
4 |
5 |
Противовоспалительные и противоревматические препараты |
50,44 |
16% |
5 |
3 |
Противовирусные препараты для системного использования |
47,53 |
-1% |
6 |
2 |
Антикоагулянты |
46,86 |
-7% |
7 |
7 |
Половые гормоны и продукты с аналогичными эффектами |
44,05 |
20% |
8 |
8 |
Психоаналептики, кроме препаратов для лечения ожирения |
41,24 |
14% |
9 |
10 |
Урология |
36,94 |
6% |
10 |
15 |
Препараты для лечения заболеваний горла |
36,04 |
30% |
Источник: AlphaRM |
При этом рейтинг самых продаваемых брендов возглавляет противовирусный препарат «Арбидол» (МНН умифеновир), а антикоагулянты «Эликвис» (МНН апиксабан) и «Ксарелто» (МНН ривароксабан) вошли в первую тройку. В то же время у всех них продажи снизились.
TOP10 брендов по объему продаж в январе-ноябре 2022 года |
||||
Бренд |
Продажи 11 мес. 2022, млрд руб. |
Динамика 11 мес.2022/11 мес. 2021 |
Доля 11 мес. 2022 |
Доля 11 мес. 2021 |
Арбидол |
14,39 |
-6% |
1,20 |
1,39 |
Эликвис |
12,99 |
-5% |
1,08 |
1,25 |
Ксарелто |
12,76 |
-15% |
1,06 |
1,37 |
Детралекс |
7,91 |
2% |
0,66 |
0,70 |
Ингавирин |
7,53 |
-2% |
0,63 |
0,70 |
Нурофен |
7,36 |
4% |
0,61 |
0,64 |
Пенталгин |
7,16 |
15% |
0,59 |
0,57 |
Терафлю |
7,15 |
24% |
0,59 |
0,53 |
Мексидол |
7,05 |
5% |
0,59 |
0,61 |
Гептрал |
6,64 |
-5% |
0,55 |
0,64 |
Источник: AlphaRM |
Доля отечественных лекарств растет
По итогам 11 месяцев 2022 года доля импортных лекарств в рублях составила 58%, в прошлом году она была 60%. Соответственно, доля отечественных лекарств в январе-ноябре текущего года была 42%.
В упаковках российские препараты традиционно лидируют – 64%. При этом по сравнению с 11 месяцами 2021 года их натуральная доля выросла всего на один процентный пункт.
Источник: AlphaRM