В ноябре 2022 года аптечные продажи всего ассортимента (лекарства, БАД и прочее) выросли на 8% по сравнению с аналогичным месяцем 2021 года и составили 153,3 млрд руб. Большая часть доли пришлась на лекарства – 116,9 млрд руб. (+6%) и 448,5 млн упаковок (+1%). На втором месте прочий ассортимент – 174,9 млн упаковок (-3%) на 25,6 млрд руб. (+16%), на третьем – БАД – 43,6 упаковок (-2%) на 10,7 млрд руб. (+8%).
Согласно данным AlphaRM, за 11 месяцев аптеки продали 4,6 млрд упаковок лекарств. По сравнению с таким же периодом 2021 года натуральное потребление не выросло. В рублях рост составил 9% – 1,2 трлн руб.
Самое сильное снижение натуральных продаж у прочего ассортимента – на 18%, за 11 месяцев продано 1,8 млрд упаковок на 275 млрд руб. (+17%). Продажи БАД в упаковках снизились на 1% до 428,3 млн, в денежном выражении они выросли на 15% и составили 103,8 млрд руб.
Как продавались лекарства
В течение 2022 года продажи лекарств не уходили далеко от уровня 2021 года. Исключение составило начало года, когда в январе-феврале была вспышка заболеваемости новым вариантом COVID-19, а в марте возник ажиотаж из-за геополитической обстановки.
В январе-ноябре рост продаж лекарств был скорее инфляционным: в рублях он был +9%, а в упаковках рынок не вырос. При этом средняя цена увеличилась на 10% с 237,92 руб. до 261,62 руб. за упаковку.
В 2022 году первое место по-прежнему у лекарств для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. В первую тройку вошли противопростудные и противокашлевые препараты, а также средства от насморка. Лидеры прошлого года – противовирусные лекарства и антикоагулянты спустились на пятое и шестое места соответственно.
TOP10 терапевтических групп по объему продаж в январе-ноябре 2022 года | ||||
11 мес. 2022 | 11 мес. 2021 | Группа EphMRA (2 уровень) | Продажи 11 мес. 2022, млрд руб. | Динамика 11 мес. 2022/11 мес. 2021 |
1 | 1 | Ингибиторы ангиотензин-превращающего фермента (апф) | 61,96 | 14% |
2 | 4 | Противопростудные и противокашлевые препараты | 51,96 | 11% |
3 | 6 | Препараты для лечения заболеваний носа | 50,50 | 19% |
4 | 5 | Противовоспалительные и противоревматические препараты | 50,44 | 16% |
5 | 3 | Противовирусные препараты для системного использования | 47,53 | -1% |
6 | 2 | Антикоагулянты | 46,86 | -7% |
7 | 7 | Половые гормоны и продукты с аналогичными эффектами | 44,05 | 20% |
8 | 8 | Психоаналептики, кроме препаратов для лечения ожирения | 41,24 | 14% |
9 | 10 | Урология | 36,94 | 6% |
10 | 15 | Препараты для лечения заболеваний горла | 36,04 | 30% |
Источник: AlphaRM |
При этом рейтинг самых продаваемых брендов возглавляет противовирусный препарат «Арбидол» (МНН умифеновир), а антикоагулянты «Эликвис» (МНН апиксабан) и «Ксарелто» (МНН ривароксабан) вошли в первую тройку. В то же время у всех них продажи снизились.
TOP10 брендов по объему продаж в январе-ноябре 2022 года | ||||
Бренд | Продажи 11 мес. 2022, млрд руб. | Динамика 11 мес.2022/11 мес. 2021 | Доля 11 мес. 2022 | Доля 11 мес. 2021 |
Арбидол | 14,39 | -6% | 1,20 | 1,39 |
Эликвис | 12,99 | -5% | 1,08 | 1,25 |
Ксарелто | 12,76 | -15% | 1,06 | 1,37 |
Детралекс | 7,91 | 2% | 0,66 | 0,70 |
Ингавирин | 7,53 | -2% | 0,63 | 0,70 |
Нурофен | 7,36 | 4% | 0,61 | 0,64 |
Пенталгин | 7,16 | 15% | 0,59 | 0,57 |
Терафлю | 7,15 | 24% | 0,59 | 0,53 |
Мексидол | 7,05 | 5% | 0,59 | 0,61 |
Гептрал | 6,64 | -5% | 0,55 | 0,64 |
Источник: AlphaRM |
Доля отечественных лекарств растет
По итогам 11 месяцев 2022 года доля импортных лекарств в рублях составила 58%, в прошлом году она была 60%. Соответственно, доля отечественных лекарств в январе-ноябре текущего года была 42%.
В упаковках российские препараты традиционно лидируют – 64%. При этом по сравнению с 11 месяцами 2021 года их натуральная доля выросла всего на один процентный пункт.
Источник: AlphaRM