Цены на медицинские препараты в государствах ЕАЭС могут различаться в 5 раз и поболее. Причина в различиях государственных подходов к ценовому регулированию, методиках расчета максимальных цен и списках референтных государств. Но нет никаких финансовых предпосылок, чтоб удачно решить эту дилемму.
Государствам ЕАЭС будет нереально получить ту же стоимость на медицинские препараты, которая есть в Российской Федерации, так как фармацевтические организации не заинтересованы в регистрации препаратов на относительно маленьких рынках, произнес зам главы ФАС Тимофей Нижегородцев на сессии Евразийского финансового форума (ЕЭФ) в Минске, сообщает журналист «ФВ». Как считают Нижегородцева, ожидать, что при помощи какого-нибудь финансового либо административного метода получится вынудить фармацевтические организации проходить регистрацию и продавать медицинские препараты в государствах ЕАЭС по этим же ценам, что в Российской Федерации, — все равно что «ждать от моря погоды»; «не получится этого сделать».
Цены на медицинские препараты в государствах ЕАЭС могут различаться в 5 раз и поболее, сказал глава министерства по конкурентной борьбы и антимонопольному регулированию Евразийской финансовой комиссии (ЕЭК) Максим Ермолович. Как он сообщил, ЕЭК в первый раз провела масштабное исследование лекарственного рынка государств ЕАЭС исходя из убеждений конкурентной борьбы и обнаружила «критичные различия в регулировании, создающ?? различные условия для работы на нем».
В Республики Белоруссия список фармацевтических средств, цены на которые регулируются, состоит из 54 МНН, в Республике Казахстан – свыше 6 тыс. торговых наименований, в Российской Федерации – больше 800 МНН, следует из презентации Ермоловича. Различаются и списки референтных цен: в Республики Белоруссия — 14, в том числе Российскую Федерацию, в Республике Казахстан — 11, в том числе Республику Белоруссия и Российскую Федерацию, в Российской Федерации — 12, но ни одной государства ЕАЭС.
Ценовой диспаритет (в части зарегистрированной максимальной цены производителя и аптечной цены) выявлен в отношении 44 торговых наименований фармацевтических средств из 68 изученных (шестьдесят пять процентов), сообщил Ермолович. Есть препараты масштабного внедрения, цены на которые различаются в 5 раз и поболее: к примеру, для исцеления сердечно-сосудистых болезней, патологий кроветворной системы.
Развитие конкурентной борьбы могло бы посодействовать преодолеть эту дилемму, отметил Ермолович. В качестве ответа на это ЕЭК предложила сделать модельный список препаратов для одного подхода к ценообразованию и создать Кодекс честных практик фармсектора ЕАЭС, чтоб сдерживать антиконкурентное поведение субъектов рынка и различия сбытовой политики.
Размер всего фармрынка ЕАЭС составляет 2,7 трлн российских рублей (примерно 31 миллиардов долл.), следует из презентации Ермоловича. На государственные закупки приходится тридцать четыре процента, на розничный сектор — шестьдесят шесть процентов. Как он сообщил, это самый зарегулированный рынок. |
Государствам ЕАЭС будет нереально получить ту же стоимость на продукт, которая есть в Российской Федерации, так как фармацевтические организации не заинтересованы в регистрации фармацевтических средств на относительно маленьких рынках, сообщил Нижегородцев.
«Когда перед ценовой реформой мы делали исследование по лекарственным рынкам СНГ и ЕАЭС, то узрели, что кроме диспаритета стоимость еще есть одна трудность — слабенькая регистрация новых фармацевтических средств. В Российской Федерации их было в значительной степени выше, чем в остальных государствах. Компании не желают проходить функцию регистрации, так как они получают эти рынки через условный Смоленск и Оренбург, когда совершают международную торговлю», — дал комментарий по поводу положения дел заместитель руководителя ФАС.
Согласно его убеждению, ждать, что каким-то финансовым либо административным методом фармацевтические организации получится вынудить проходить регистрацию и продавать медицинские препараты в государствах ЕАЭС по подобным же ценам, что и в Российской Федерации, «как ждать от моря погоды, не получится это сделать».
Единственный метод, как считают Нижегородцева, регуляторным органам государств ЕАЭС подумать над вероятными вариациями присоединения к регуляторной системе России.
«Если вы желаете обеспечить цены и обилие подобные же, как на рынке Российской Федерации, то требуется присоединение к информационным, контрольным, регистрационным системам Рф, — резюмировал Нижегородцев. — Это, наверняка, более маленький путь, для того чтоб сразу получить доп профиты и преференции и для производителей государственных, и для государственного рынка, имеем?? в Российской Федерации».
«Мы достигнули пределов продуктивности по стоимости на рынке Российской Федерации и на данный момент обсуждаем в рамках БРИКС с Китайской Народной Республикой и Индией возможность сформировать по неким классам фармацевтических средств общие программы закупок и общие требования», — сообщил он.