Медианный возраст мирового населеннаселения, по данным ООН, неприклонно вырастает и по состоянию на 2023 год составил ровно тридцать лет. В Российской Федерации в 2023 году данное значение достигло максимального уровня — 38,8 года, и к 2035 году, в соответствии с прогнозами, достигнет 44 лет, если текущая направленность не измениться. Данная динамика значит поэтапное повышение доли пожилых, что существенно увеличивает актуальность гериатрической медицины и нагрузку на общественное здравоохранение.
С годами возрастает риск развития раковых болезней: сейчас половина всех злокачественных опухолей развивается у населения старше 65 лет. О связи стиля жизни гериатрических пациентов с развитием злокачественных новообразований поведали специалисты НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова.
Старение общемировой популяции подразумевает, что в ближайшее десятилетие свыше чем 50% всех злокачественных новообразований продолжат диагностироваться у лиц старше 65 лет, и тенденция будет нарастать, потому лечение раковых болезней у пациентов приклонного возраста становится еще актуальнее. «Старение человеческого организма сопровождается рядом дегенеративных действий, в суровой степени определяющих физическое и когнитивное здоровье, — подчеркнула заведующая отделением короткосрочной противоопухолевой фармацевтической терапии, кандидат медицинских наук Елена Ткаченко. — Поэтому онкологическим пациентам старшего возраста нужен мультидисциплинарный подход в диагностике и лечении».
Согласно мнению доктора, неотъемлемая часть анамнеза возрастных пациентов — коморбидные состояния, когда у 1-го пациента регистрируется сразу несколько сопровождающих приобретенных болезней со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и нервной систем. У возрастных онкопациентов сопровождающие болезни протекают в условиях ограниченных запасных и приспособительных возможностей организма, а поэтому увеличивают риск затруднений противоопухолевого лечения, оказывают влияние на продуктивность фармацевтических препаратов.
Как выделила Елена Ткаченко, главный элемент лечения почти всех типов рака — лучевая терапия, которая проводится в течение первого года после постановки диагноза у больше трети всех онкологических заболевших.
Терапия употребляется для местного контроля опухолей и в качестве паллиативной терапии метастаз. «Возрастные перемены в организме оказывают влияние на продуктивность и безопасность лучевой терапии, — констатировала онколог, — Также и на сердечно-сосудистую систему. Это может выразиться как в дискретных изменениях при электрокардиографии, так и в появлении у пациента тромбоэмболии, ишемических либо аритмических событий, приобретенной сердечной дефицитности».
Кроме затруднений лучевой терапии при работе с гериатрическими пациентами врачи-онкологи сталкиваются с трудностями при назначении фармацевтического противоопухолевого лечения. Одна из основных проблем — возможное ненужное сотрудничество противоопухолевых препаратов с значительным числом остальных фармацевтических средств, которые обычно принимают возрастные пациенты, которые страдают сразу несколькими заболеваниями. «Это может существенно понизить продуктивность противоопухолевого лечения и повысить риск обострения хоть какой из существующих у пожилого пациента приобретенных неинфекционных патологий», — думает кандидат медицинских наук, врач-онколог отделения короткосрочной противоопухолевой фармацевтической терапии Юлия Алексеева.
В этиологии всех приобретенных неинфекционных болезней, также злокачественных новообразований, ведомую роль играет стиль жизни человека, уверена Елена Ткаченко. Например, 60%в диагнозов колоректального рака и 85% процентов случаев рака легкого обоснованы поведенческими привычками пациентов. Главными преобразуемыми факторами риска развития злокачественных новообразований являются ожирение, курение табака, злоупотребление алкогольными напитками, излишнее ультрафиолетовое облучение и гиподинамия, разъясняет онколог.
Обзор больше тысячи эпидемиологических исследовательских работ, который был проведен Межгосударственным агентством по изучению рака (IARC), нашел неоспоримые подтверждения того, что лишний вес наращивает риск развития по меньшей мере 13 видов рака у мужчин и женщин. Заболеваемость и смертность от рака зависимо от индекса массы тела также была подтверждена в исследовании «Миллион женщин» с участием 1,2 млн британок в возрасте 50—64 лет, поведала Елена Ткаченко. «В результате исследования установлено, что примерно 50% всех случаев рака эндометрия и аденокарциномы пищевого тракта у женщин в постменопаузе в Англии связаны с лишним весом либо ожирением, — сказала она. — При всем этом у мужчин высокий индекс массы тела связан с развитием таких видов рака, как рак щитовидной железы, толстой кишки, почки, пищевого тракта».
Ультрафиолетовое (УФ) облучение — основной канцероген, участвующий в генезе меланомы — злокачественной опухоли кожи, характеризующейся быстрым метастазированием. «УФ-облучение связано с высокой частотой мутаций родинок, что может привести к очень трудно протекающему онкологическому заболеванию. — выделила Юлия Алексеева. — Предупредить развитие этого грозного вида рака помогает очевидное внедрение солнцезащитных средств. Иной преобразуемый поведенческий фактор риска — злоупотребление алкогольными напитками, которое может вызывать некоторое количество видов рака, сначала — органов пищеварительной системы».
Самый агрессивный фактор риска развития большей части злокачественных новообразований — вдыхание табачного дыма. И активное, и пассивное курение табака надежно увеличивают опасности развития раковых опухолей, акцентировала Елена Ткаченко, в связи с тем, что табачный дым содержит 7 тыс. веществ, из которых по меньшей мере 69 вызывают рак. «Полный отказ от курения является главной рекомендацией для онкологических заболевших, но до 83% пациентов продолжают курить после постановки онкологического диагноза в силу долголетней сформированной зависимости от никотина, — сообщила она. — В соответствии с научным данным, размещенным в журнале «The Lancet», 82,6 % сегодняшних курящих начали курить в довольно юном возрасте. Гериатрические пациенты старше 65 лет — это конкретные курильщики, которые не расстаются с сигаретами по меньшей мере сорок лет, и отрешиться от вредной привычки им чрезвычайно трудно».
Как считают Елены Ткаченко, для таких пациентов нужно применять систему понижения ущерба здоровью. «Передовые бездымные электронные системы нагревания табака содержат на 90%—85% меньше вредных веществ по соотношению с дымом обычных сигарет, — сообщила она. — Подобное существенное понижение ущерба от вдыхания табачного дыма помогает повысить состояние жизни пожилых онкологических пациентов и благоприятно влияет на прогноз противоопухолевой терапии».
Передовые возможности для изменения разных причин риска развития раковых болезней, подобные как корректировка питания, профилактика гиподинамии, солнцезащитные кремы и бездымная табакосодержащая продукция для курящих, которые не отказываются от употребления табака, могуь продлить годы активной старости, другими словами то состояние, когда пожилой человек может вести довольно активную и всеполноценную жизнь, что, со своей стороны, позволит понизить нагрузку на структуру медицинского обеспечения, заключили специалисты.