Аналитическая компания RNC Pharma сообщила, что онлайн-каналы отбирают покупателей небулайзеров среди представителей офлайн-транзакций. Такая тенденция наблюдается во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного. В 2023 году общий объём розничных продаж небулайзеров в России составил 4,9 млрд рублей.
В 2023 году общий объём розничных продаж небулайзеров в России составил 4,9 млрд рублей. (по розничной цене, включая налог с продаж). При этом объем валюты продемонстрировал весьма скромные движения по сравнению с 2022 годом, на уровне 0,5% в российской валюте. Такие данные приводит аналитическая компания RNC Pharma.
Несмотря на стагнацию рублевых продаж, рост физического объема достиг впечатляющих 9,6%. В прошлом году рынок развивался исключительно за счет деятельности представителей форматов электронной коммерции, обеспечив валютные колебания на уровне 40,4%. При этом натуральная сумма здесь увеличилась на 67,6%. В офлайне в 2023 году общий рублевой рынок снизился на 10,3%, а физические продажи портативных ингаляторов снизились примерно на 9,5.
Рынок оказывает серьезное давление на рынок во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного. В 2023 году здесь было продано около 87,3 тыс устройств, что на 0,4% больше, чем в 2022 году. Объем торгов рублями на региональном рынке также увеличился (+1,8%). И судя по всему, это временная ситуация, связанная с общим развитием онлайн-инфраструктуры региона и в будущем она изменится. Хуже всего ситуация для офлайн-каналов сложилась в Южном федеральном округе. Здесь продажи упали на 16,1%, тогда как естественное движение было сопоставимым на уровне -16,3%. Лучше всего продавцы чувствовали себя в Сибирском федеральном округе, где стоимость за год снизилась на 7,2%, а физические продажи снизились примерно на 5%.
географические различия также были очевидны в ассортименте продукции и ценовой политике. Таким образом, самые дорогие устройства продаются на Дальнем Востоке, где за одно устройство потребители заплатили около 3,16 млн рублей. (по розничной цене, включая налог с продаж). На втором месте оказался Центральный федеральный округ (2,98 млн руб.), замкнул тройку лидеров Северный Кавказ (2,92 млн руб.). Самые дешевые аппараты продавались в Южном федеральном округе, где за один ингалятор заплатили в среднем 2,66 млн рублей. Самые дешевые устройства продаются на e-com, средняя цена не превысила 1,96 тыс руб. Как и тонометры, здесь в больших количествах продается небрендовая продукция, и в 2023 году каждое второе устройство, проданное на рынке, было небрендовым. Более того, по состоянию на 2022 год этот процент составлял всего 29%.
На российском рынке в целом (включая онлайн-каналы) в основном продаются небулайзеры компрессорного типа, на долю которых в 2023 году придется 89% в стоимостном выражении и около 86% в физическом объеме продаж. Кроме того, этот тип устройств активно заменяется ультразвуковыми аппаратами (в том числе небулайзерами MES), поэтому в прошлом году его доля резко снизилась. На долю последних приходилось около 10% денежной массы и около 15% натуральной величины. Существуют также паровые ингаляторы, особенно классические «Ромашка-2» и «Ромашка-3». Однако аналитики подчеркивают, что продажи таких устройств снижаются.
Абсолютными лидерами компрессорных небулайзеров в 2023 году стали японская компания Omron и швейцарская B.Well. Первая лидирует по стоимостному показателю, вторая по физическому объему продаж, но обе компании демонстрируют отрицательную динамику. В рублевом эквиваленте они составляют -17% и -4% соответственно. Третье и четвертое места заняли A&D и Little Doctor. И наоборот, продажи ингаляторов этих компаний выросли на впечатляющие 14% и 16%. Японский производитель увеличил продажи преимущественно модели CN-123, а сингапурская компания увеличила продажи модели LD-220C.
В группе ультразвуковых ингаляторов первое место занимает неизвестная компания, за которой следует абсолютный номер один, опережая ближайшего конкурента на несколько пунктов. Второе и третье место занимают Glenmark Impex и Xiaomi Technology, обе из которых показали значительный рост продаж — 43% и 57% соответственно. Основной вклад внесли модели Nebzmart MBPN002 и NB8.
Региональные объемы продаж и динамика небулайзеров по федеральным округам на розничном рынке России по итогам розничных цен с учетом НДС в 2023 г