По данным DSM Group, противовирусные препараты для системного применения входят в топ-10 основных групп фармацевтического рынка по стоимости с долей 3,3% в рублевом выражении по итогам 2023 года. К этому классу препаратов относятся препараты для лечения гриппа и ОРВИ, а также других вирусных инфекций, таких как герпетическая инфекция, ветряная оспа, гепатит и ВИЧ
Факторы сезонности оказывают существенное влияние на продажи анализируемых групп товаров, так как они в первую очередь определяются заболеваемостью ОРВИ. Как правило, в России спрос резко возрастает в осенне-зимний период, но летом наблюдается «снижение» потребления».
Сезонность продаж противовирусных препаратов, 2019—2023
Впервые за последние четыре года производственная мощность конкурентной группы снизилась (-14,1% к 2022 году). Самым успешным годом для противовирусных препаратов стал 2020 год, когда разразилась пандемия (рост на 85,2%), продажи выросли вдвое. С 2020 по 2022 год потребление АТС J05 в аптеках превысило 100 млн упаковок. Каждый год. В 2023 году это число сократилось до 94,2 млн упаковок. (-13,1 к 2022 г).
Динамика объема продаж противовирусных препаратов
Так, по данным ежемесячного розничного аудита российского фармацевтического рынка, проведенного DSM Group, в 2023 году аптеки реализовали противовирусных препаратов на 47,4 млрд руб. По розничной цене.
Более половины продаваемых в аптеках упаковок — это препараты, содержащие действующие вещества: умифеновир, римантадин, ацикловир. Основными лекарственными формами группы являются таблетки (доля упаковки 58,8%) и капсулы (34,4%).
В эту группу входят в основном дженерики: 74 бренда являются дженериками, а 19 брендов — оригинальными препаратами. За последний год структура рынка изменилась в пользу дженериков, их доля увеличилась на 10,3% в натуральном выражении и на 8,4% в стоимостном выражении. Аналитики отметили, что наибольший вес приходится на небрендированные позиции.
75,1% фактических продаж приходится на лекарства, включенные в перечень жизненно важных и важнейших лекарственных средств, и только 24,9% — на лекарства, не включенные в перечень. Средневзвешенная розничная цена составляет 502,9 рубля.
Последние пять лет большая часть продаж приходится на лекарства, произведенные в России. По итогам 2023 года доля отечественных препаратов в продажах препаратов для лечения вирусных инфекций достигла 88,9% в натуральном выражении и 83,9% в стоимостном выражении.
Самыми быстрорастущими производителями фасованных противовирусных препаратов по итогам 2023 года стали отечественные компании «Фармасинтез» (+57,4% по сравнению с 2022 годом), «Обновление» (+45,5%) и «Озон» (+21,3%).
Первое место по темпам роста занимает компания Фармасинтез (+57,4% в штуках и +59,3% в рублях). Несмотря на то, что в портфеле производителя 11 брендов противовирусных препаратов, 99,2% продаж физического эквивалента приходится на средства для профилактики и лечения вирусов гриппа А и В у взрослых и детей сроком более 1 года возраста. Препарат выпускается в капсулах и порошке для приготовления суспензии для приема внутрь. Семь марок противовирусных препаратов предназначены для лечения ВИЧ-инфекции, две марки – для лечения коронавирусной болезни (COVID-19) и одна марка – для лечения хронического вирусного гепатита В. Масу.
Обновление («Обновление») занимает второе место в рейтинге с темпом роста +45,5% к 2022 году. Анализируя тенденции в сфере упаковки за последние четыре года, можно сказать, что у этого производителя самый высокий совокупный годовой темп роста (93%) среди тройки лидеров. В обновленном ассортименте представлены три марки рецептурных препаратов на основе ацикловира для лечения инфекций, вызванных вирусом герпеса, ветряной оспы и опоясывающего лишая, что положительно сказалось на производителе. Потребление этого препарата за год выросло на 149,1%. В портфолио компании также есть римантадин — безрецептурный препарат для профилактики и лечения гриппа А у взрослых и детей 7 лет и старше. «Флогалгин» для профилактики и лечения гриппа и ОРВИ с герпесной инфекцией. Все три препарата выпускаются в форме таблеток.
За четыре года антивирусный портфель Ozon (+21,3%) увеличился вдвое: с 6 брендов в 2019 году до 12 брендов в 2023 году. 85,6% продаж приходится на три основных бренда компании. Римантадин для лечения и профилактики гриппа А. «Умифеновир» применяют для профилактики и лечения гриппа типов А и В, других ОРВИ, в комплексном лечении острых кишечных инфекций и рецидивирующих герпетических инфекций ротавирусной этиологии. «Тирорам» для профилактики и лечения гриппа и других ОРВИ, а также для лечения герпетических инфекций.