Аптечные организации в 2023 году реализовали 129 млн упаковок. Противодиарейные препараты стоят 35,8 млрд руб. (Аптечные розничные цены с учетом НДС) основаны на данных ежемесячного розничного аудита российского фармацевтического рынка, проводимого DSM Group. Годовое потребление планшетов составляет 2,6 миллиарда.
Средневзвешенная цена составила 278 рублей. Поскольку только одна треть этой группы лекарств включена в пакетный перечень критически важных и основных лекарств (что эквивалентно 20% в денежном выражении), ожидается, что рост цен на эту группу будет увеличиваться из-за инфляционных ожиданий. По сравнению с 2022 годом стоимостной показатель увеличился на 6,2%.
Пик спроса на лекарства от диареи приходится на летние каникулы, путешествия и загородные поездки. За последние шесть лет наиболее концентрированными месяцами продаж были август и июль (объемная доля 9,7% и 9,0% соответственно). В жаркую погоду появляется больше факторов, которые могут вызвать проблемы с кишечником и пищевые отравления.
Сезонность аптечных продаж противодиарейных препаратов, 2018-2023 гг
По словам аналитиков, в упаковочном секторе производственные мощности группы упали на треть за шесть лет. С другой стороны, в денежном выражении продажи действительно растут. В основном это связано с изменением структуры потребления групп, отдающих предпочтение современным лекарствам, и переходом потребителей на упаковки большего размера. Если пересчитать рынок «планшетов», то он не сократился и даже в 2023 году этот показатель увеличился на 4% по сравнению с 2022 годом.
Динамика продаж противодиарейных препаратов в стоимостном выражении, 2018-2023 гг
Тенденции продаж противодиарейных препаратов (в натуральном выражении), 2018-2023 гг
Конкурентную группу составляют в основном дженерики: 77 брендов являются дженериками и только 4 бренда — оригинальными препаратами. По данным того же исследования, на дженерики приходится 79,8% продаж в стоимостном выражении и 90,9% в объемном выражении.
В упаковке по-прежнему сохраняется преимущество отечественных препаратов для профилактики и лечения диареи, ее вес составляет 68,7%. В стоимостном выражении доля российских фармацевтических препаратов составляет 47,7%. За последние три года группа наглядно продемонстрировала динамику изменения структуры продаж в пользу отечественного производителя. Аналитики отмечают, что этот процесс наблюдался как в рубле, так и в физической валюте, что указывает на изменение потребительского спроса, а не просто на рост цен.
Структура продаж противодиарейных препаратов каждого отделения
Это видно по тенденциям продаж. Если объем импортных лекарств в 2023 году снизился на -5% в рублях и -12% в штуках, то российские лекарства для профилактики и лечения диареи выросли в продажах на 21% и 6% соответственно. По этой же причине отечественные производители занимают верхние строчки в рейтингах количественного потребления. Шесть из десяти крупнейших компаний — российские.
Первую строчку рейтинга занимают «Фармстандарт» и ОТЦФарм, входящие в одну структуру. Портфели компаний не пересекаются, поэтому рынок предлагает достаточно разнообразный ассортимент противодиарейных препаратов. Но лидером по-прежнему остается «активированный уголь».
Производитель «Обновление» владеет почти 10% долей группы и занимает третье место в рейтингах. В настоящее время в линейке противодиарейных препаратов компании имеется 13 продуктов, четыре из которых были выпущены только за последние два года. Производители стараются выпускать продукцию с большим количеством упаковок, чтобы удовлетворить потребности рынка. Таким образом, лидером портфеля является «активированный уголь», продаваемый по 50 таблеток в упаковке. А расширение потребительского предложения произошло за счет позиции упаковки №30 «Лоперамид обновляющие капсулы», «Энтермин Порошок для приготовления суспензии».