Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) продолжают оставаться ведущей причиной смертности в России и в мире и значительно сокращают продолжительность жизни. Однако многие из этих болезней можно предотвратить, если своевременно обратиться к врачу и скорректировать основные факторы риска, такие как дислипидемия, артериальная гипертензия, табакокурение, избыточный вес, несбалансированное питание и низкая физическая активность, подчеркнул зав. научно-клиническим отделом ишемической болезни сердца ФГБУ НМИЦ им. В.А. Алмазова, д.м.н., профессор Алексей Панов.
Без пересмотра отношения к собственному здоровью населения и модификации факторов риска развития ССЗ невозможно достичь увеличения продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году, обозначенного главой государства и закрепленного Государственной программой РФ «Развитие здравоохранения» в качестве национального приоритета, уверен специалист.
Согласно данным Росстата, смертность в России в 2021 году составила 2 млн человек, из которых около 1 млн умерло от сердечно-сосудистых заболеваний. Несмотря на сопоставимую распространенность факторов риска развития ССЗ в России, Западной Европе и Северной Америке, их негативное влияние на течение заболеваний в Российской Федерации значительно выше. «Если пересчитать количество смертей от болезней системы кровообращения на 100 тыс. населения, то в России в 2020 году этот показатель составил 640 человек, в то время как в США он находился на уровне 480, — отметил кардиолог. — Разница ощутимая — практически на треть».
Определяющий вклад в преждевременную смертность россиян от ССЗ вносят поведенческие факторы риска, напрямую связанные с образом жизни. Согласно данным всероссийского исследования ЭССЕ РФ, наиболее значимые среди поведенческих факторов развития ССЗ — табакокурение, недостаточное потребление овощей и фруктов, избыточное потребление алкоголя и низкая физическая активность.
«Табакокурение — самый агрессивный поведенческий фактор развития сердечно-сосудистых заболеваний, — подчеркнул Алексей Панов. — Международные исследования в том числе подтверждают его решающую роль в развитии острых форм ишемической болезни сердца. Среди девяти основных факторов риска развития инфаркта миокарда, по данным исследования INTERHEART, табакокурение занимает второе место, опережая сахарный диабет, артериальную гипертензию, депрессию и ожирение».
Однако даже тяжелое течение сердечно-сосудистых заболеваний не всегда приводит к отказу от табакокурения. «Клиническая практика показывает, что проведение столь дорогостоящей и сложной операции, как коронарное шунтирование, зачастую не убеждает пациентов бросить эту вредную привычку, — заявил кардиолог. — Если до проведения шунтирования, по данным Центра им. В.А. Алмазова, более половины пациентов курили сигареты, то после проведения операции больше трети продолжают курить. При этом, согласно данным международного исследования CASS, десятилетняя выживаемость пациентов, бросивших курить после шунтирования, составляет 84%, а в числе продолжающих курить — только 68%».
Данная статистика свидетельствует о наличии тяжелой формы никотиновой зависимости у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, для которых самостоятельный отказ от сигарет является невероятно трудной задачей, констатировал Алексей Панов. «Сегодня медицина располагает разнообразным инструментарием для оказания помощи в отказе от курения, однако результаты многих исследований говорят о том, что не всегда имеющиеся инструменты позволяют получить желаемый эффект», — добавил он.
Согласно недавним метаанализам никотинзаместительная терапия остается наиболее доступным и продуктивным методом в снижении тяги к табакокурению, однако она уступает по результативности электронным системам доставки никотина (ЭСДН) — например, системам нагревания табака. «Использование ЭСДН коррелирует с увеличением количества людей, успешно бросивших курить традиционные сигареты: к каждой сотне отказавшихся от вредной привычки добавляется еще четыре человека», — отметил специалист.
Полный отказ от табакокурения был и остается «золотым стандартом», подчеркнул эксперт. «При этом в отдельных случаях, когда пациенты делают безуспешные попытки бросить курить или вообще не готовы отказаться от вредной привычки, можно рассмотреть возможность перехода на альтернативные источники доставки никотина, — добавил он. — Таким образом становится возможным избежать на 90—95% попадания в организм массива токсичных веществ, образующихся в процессе горения в традиционных сигаретах, и значительно снизить колоссальный вред, наносимый ими. Здесь, безусловно, необходим научно обоснованный подход, регламент и тщательный контроль за производством и потреблением подобных продуктов».
Борьба с курением остается ключевым фактором для сохранения здоровья населения и увеличения продолжительности жизни до 78 лет и выше — амбициозной задачи, поставленной президентом, уверен кардиолог. Но во многом успех зависит от готовности пациента ответственно подходить к собственному здоровью.
«Уменьшение потребления соли, снижение до минимума количества алкоголя, регулярные физические нагрузки, сбалансированный рацион питания — все это в совокупности позволит решить многие проблемы со здоровьем и станет фундаментом для активного долголетия, — подчеркнул Алексей Панов. — Поэтому первичная профилактика, а еще лучше примордиальная профилактика, которая предполагает не коррекцию уже имеющихся факторов риска до проявления ССЗ, а недопущение развития факторов риска с раннего возраста, становятся важнейшим приоритетом отечественного здравоохранения».