Группа парламентариев представила на рассмотрение Государственной Думы проект закона об ограничении рекламных призов. Они дают наделить правительство возможностями по определению порядка установления комплексного размера внереализационных доходов. В выплатах, которые в некоторых вариантах добиваются восемьдесят процентов, заинтересованы сначала сами производители, говорят представители розничных сетей.
Чем руководствуются депутаты
Депутаты дают внести перемены в ст. 54 Общегосударственного закона «Об обращении фармацевтических средств». Зачинатели, в числе которых Сергей Миронов, Олег Нилов, Федот Тумусов думают, что это поможет биться со злоупотреблениями в отношении поставщиков фармацевтических препаратов со стороны сетей аптек.
В объяснительной записке заявлено, что «пленниками» рекламных договоров стали сами производители. «Лекарственный ритейл благодаря консолидации выставляет изготовителю всё больше и поболее большой счет за пребывание на полках. Иными словами, растущие за счет поглощения соперников сети и ассоциации диктуют изготовителям свои условия. В итоге большой производитель принимает рекламный контракт как легкую форму шантажа, а маленький — еще пока как единственный метод попасть на полку», — отмечено в тексте документа.
До этого подобная положение дел развивалась на продуктовом рынке и вела к бурному повышению стоимости на продовольствие, пишут депутаты. Они говорят о том, что фармспециалисты тоже недовольны планами продаж и надобностью навязывать продукты покупателям.
Кто повинет в больших ценах
В кабинете министров и Государственной Думе не один раз высказывалось мнение об ограничении рекламных отчислений от производителей как методе понижения цен на медицинские препараты. Гендиректор Ассоциации российских лекарственных производителей (АРФП) Виктор Дмитриев, в ходе выступления на форуме «ФармЛига: встреча лидеров», сказал, что некоторые производители выражают возмущение их ростом. «Редкие производители ОТС-препаратов сообщают, что призы рознице доходят до восемьдесят процентов. Для компаний это уже петля на шее. Эту положение дел, непременно, необходимо корректировать», — сообщил он. Закрепление рекламных призов со стороны страны специалист не считает при всем этом неплохой мыслью.
До этого на парламентских заседаниях по теме фармацевтической безопасности депутат Андрей Исаев высказывался за управление ценами в аптеке. «Снутри цепочки производители—оптовики—аптеки мы находили, кто является образователем цены. Мы сделали вывод, что это аптеки. Они владеют в отношении производителей безграничными правами: навязывают мероприятия, выпускают свои торговые наименования, имеют призы. Все это никак не регулируется», — сообщил он. При этом депутат Евгений Нифантьев подчеркнул, что рекламные призы имело смысл ограничивать 10—15 годов назад. «А сейчас это приведенная маржа, понижающ?? стоимость на полке», — сообщил он.
Что думают аптеки
Призы — это инструмент производителей, который удачно употребляется для управления продажами, гласит руководитель главного офиса «Гармонии здоровья» Сергей Мещан. «Обычная структура эффективности сети аптек – 2/3 это валовая наценка, а 1/3 – это призы. И выходит, что аптеки проживают за счет производителей. Звучит смело, но является ли это неувязкой? Нет, так как никто не заинтересован в отказе от отчислений – это сложившаяся модель, которая удачно работает», — рассказывает он.
Аптеки не против отмены рекламных призов, считает управляющий сети. «Если отменят призы, просто модель бизнеса будет иная, — полагает он. — Пользователям будет продаваться совершенно не то, что на данный момент, и будут остальные наценки, так как на данный момент часть наценки производитель оставляет для себя и употребляет её для управления продажами. При другом варианте себестоимость будет ниже, а наценка выше. Будет ли от этого ужаснее аптечным пунктам? Нет, так как мы будем сами управлять собственной эффективностью и возвратимся к модели, существовавш?? 15 годов назад».
Нет таковых ситуаций, что производитель несет инноваторский продукт, который нужен жителями, и назначает безумные призы, добавляет руководитель сети «Фарма» Александр Миронов. «Быстрее, в аптечную сеть пробуют «впихнуть» 20-й цитрамон либо 30-й продукт от боли в горле, и готовы отдавать всю прибыль, только бы получить дистрибуцию, — сообщает он. — Сверхконкуренция создается за продажу чрезвычайно распространенных позиций, которая приводит к росту цены этого канала сбыта».