В прошлые годы Ростовская область была в лидерах по стране по сумме начисленных штрафов, наложенных на мед и лекарственные организации за административные правонарушения. Про то, на что сетуют жители региона и почему штрафы за нелегальную продажу «Тропикамида» оказываются малопродуктивными, в беседе «ФВ» поведала управляющий территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области Татьяна ПОЛИНСКАЯ.
— На данный момент, когда проверки под мораторием, как оценивается продуктивность вашей работы?
— Сейчас главной фокус — это профилактика правонарушений. В прошедшем году мы провели 926 консультирований фарморганизаций, сделали 52 предупредительных приезда, выдали 566 предупреждений.
Плановые проверки в 2023 году не были проведены из-за моратория, а вот по индикаторам риска в 2023 году было осуществлено 10 проверочных мероприятий.
Считаю, мы среди лидеров по стране по числу как заблокированных веб-сайтов (1636 в 2023 году), которые нелегально продают медицинские препараты, так и незапланированных проверочных мероприятий. При всем этом под блокирование попадают все веб-страницы, вне зависимости от «привязки» к Ростовской области.
— Нередко ли жители Ростовской области сетуют для вас?
— Число жалоб фактически не изменялось за прошедшие 2 года. В 2022 году их было 1665, в 2023-м — 1662. Ниже десяти процентов из них соединены с оборотом фармацевтических средств, а девяносто процентов от этого числа касаются работы аптечных пунктов и фармспециалистов: не тот продукт отпустили, нагрубили, предложили больше драгоценное лечущее средство и т.д.
Я думаю, что увеличение количества обращений не постоянно сообщает про то, что положение дел усугубляется. Это говорит о том, что жители стали больше обладающими информацией.
Ростовская область заходит в TOP5 регионов государства по открытию аптечных пунктов: +семь процентов по результатам прошедшего года, по данным AlphaRM. На 10 тыс. обитателей приходится 6,3 аптеки при среднем показателе по России 5,3.
— В соответствии с решениям арбитражных судов, за I квартал 2023 года в Краснодарском крае средний показатель отпуска «Тропикамида» составил 455 упаковок на одну аптечную компанию, а в Ростовской области за последний квартал 2022-го — 8439 упаковок, другими словами чуть не в 20 раз больше. Как вы сможете это откомментировать?
— Показатель рассчитывается на основании данных системы МДЛП. Мы брали полное количество упаковок, бывш?? проданы, и разделяли на количество аптечных компаний, которые их реализуют. Может быть, в примыкающем регионе этим ассортиментом занимается большее число аптечных пунктов, чем у нас, потому средний показатель, при этом, будет ниже. Мы на протяжении нескольких лет проводим работу по борьбе с присутствующими на рынке, которые произвольно ведут торговлю продуктами, пользующимися популярностью в числе аптечных наркозависимых, но всецело искоренить это явление не получается. Но за последний квартал 2023 года средний показатель по субъекту уже упал до 1006 упаковок.
До моратория мы в год приостанавливали действие до 50 лицензий на фармдеятельность. На данный момент это довольно сложно. Ранее отпуск выполнялся без какого-нибудь рецепта и на основании этого мы возбуждали производства о правонарушениях. Сейчас же рецепты предъявляют, правда, поддельные: печать стоит одной больницы, а в штампе указана иная, либо стоит штамп больницы, которая или сменила заглавие, или подверглась реорганизации/ликвидирована. Приходится делать запросы в медицинские организации, работает ли этот доктор. Данные о поддельных рецептах направляем в правоохранительные органы для принятия мер.
Трудность еще в том, что назначаемые судом штрафы иногда несоизмеримы с прибылью, которую аптеки получают на продаже «Тропикамида», «Лирики».
До моратория мы в год приостанавливали действие до 50 лицензий на фармдеятельность. На данный момент это довольно сложно. Ранее отпуск выполнялся без какого-нибудь рецепта, и на основании этого мы возбуждали производства о правонарушениях. Сейчас рецепты предъявляют, правда, поддельные.
— Мы с вами задели темы местной специфичности, но в главном обговорили нехорошие моменты. А что различает Ростовскую область от остальных в неплохом смысле?
— Во-1-х, постоянные цены. У нас фактически нет жалоб на повышение цен на фармацевтические препараты. Во-2-х, кадровая обеспеченность. В Ростове на дону-на-Дону есть фармколледж и фармфакультет РостГМУ, так что у нас нет острого недостатка фармспециалистов.
В конце концов, мы — наиблежайшие соседи новых территорий. Помогаем сотрудникам из не так давно образованных местных подразделений Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Донецкой и Луганской народным республикам.
— Не так давно были введены новые индикаторы риска, основываем?? на данных системы МДЛП. При всем этом фарморганизации, которые радиво и вовремя заносят данные, сетуют, что часто сведения «теряются» из выгрузки Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, не соответствуют настоящей картине.
— В системе МДЛП бывают нарушения, но при обращении в техно поддержку трудности решаются.
Система МДЛП — неплохой ассистент территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. На базе данных системы мы направляем предупреждения в связи с наличием последующих причин: нарушение условий к минимальному ассортименту фармацевтических препаратов; внесение ложных информации о реальном наличии фармацевтических препаратов; пребывание на остатках фармацевтических средств с окончившимся периодом годности; наличие на остатках или реализация недоброкачественных либо отозванных из обращения фармацевтических средств.
ДОСЬЕ
Татьяна Алексеевна Полинская, канд. фарм. наук. С 2007-го по 2016 год работала заместителя главы Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области, с декабря 2016 года назначена его управляющим. Отличник здравоохранения Россия.