В 2023 году объем производства фармацевтической продукции превысил 716 миллиардов рублей. Развитие рубля по сравнению с 2022 годом зафиксировано на уровне 7,2%. Естественный объем уменьшился на 2%.
В 2023 году производство готовых лекарств в России составило 716,5 млрд руб. (Цена доставки производителя включает налог на потребление). Развитие рубля по сравнению с 2022 годом зафиксировано на уровне 7,2%. Согласно отчету аналитической компании RNC Pharma, естественный объем выпущенной продукции в том же году составил 4,09 млрд упаковок, что на 2% меньше, чем в 2022 году.
Аналитики говорят, что даже этот результат можно считать положительным, учитывая необычное поведение потребителей и других участников рынка в период сравнения. При этом при расчетах в единицах минимальной дозировки (МДУ) мы видим, что динамика в целом положительная. Здесь по сравнению с 2022 годом темп роста зафиксирован на уровне 1,2%. По итогам прошлого года российские фармпроизводители в общей сложности отгрузили более 80,6 млрд единиц готовых лекарств.
По состоянию на конец декабря 2023 года объем отгрузок фармацевтической продукции со складов российских производителей составил 67,1 млрд руб. Долгосрочный тренд находится на достаточно высоком уровне (+20%), но все еще ниже рекордного уровня ноября 2023 года. Производство упаковки превысило 372,7 млн единиц, с темпом роста 4,4% по сравнению с декабрем 2022 года. В прошлом году положительные значения этого показателя были зафиксированы шесть раз подряд, причем все они пришлись на второе полугодие. Долгосрочный тренд MED по итогам декабря также хорош на уровне 5%. Общее количество продуктов, выпущенных в декабре прошлого года, достигло 7,49 миллиарда.
Общий ассортимент готовых лекарственных средств, произведенных в России в 2023 году, достиг 1483 МНН (на 45 больше, чем в 2022 году), количество торговых марок за год выросло на 141 позицию, всего в прошлом году на рынок было выведено 2964 наименования Выполнено . Общее количество SKU за год увеличилось на 591 единицу, в обращении в прошлом году находилось 10 456 наименований продукции. Аналитики отмечают, что развитие этой продуктовой линейки в прошлом году практически полностью происходило за счет рецептурных препаратов, при этом общее количество SKU в конкурентной группе увеличилось на 502 наименования. Естественная динамика продуктов, выпущенных в категории Rx, также увеличилась. Здесь по сравнению с 2022 годом фасованные поставки выросли на 3%, а безрецептурные поставки снизились на 6,2%.
По группе рецептурных препаратов общее количество компаний, поставляющих лекарства на рынок, в 2023 году составило 380 (на 28 больше, чем в 2022 году). И это несмотря на приостановку деятельности отдельных организаций, особенно в 2023 году большое количество упаковок вакцины ГСК было снято с производства. Эльпида показала максимальную естественную динамику в 2023 году. Объем отгрузок увеличился в 15,6 раза по сравнению с 2022 годом. Речь идет о поставках одноименного препарата для лечения ВИЧ-инфекции.
Второе достижение продемонстрировала компания Ever Pharma, которая в прошлом году в партнерстве с российской компанией «Сотекс» удвоила производство препарата Целебрицин. Также отметим, что «НоваМедика» за последний год стабильно увеличила производство в 6,1 раза препарата от мигрени «Релонова» и снотворного «Реврозо».
В категории OTC в 2023 году продукцию отгрузили 190 компаний, что на четыре больше, чем в 2022 году. При этом произошли и убытки, особенно когда Johnson & Johnson прекратила производство препарата Мотрин, который производился в подмосковном Акрихине».
Большую динамику внутри группы характеризовала компания Артелар, обеспечившая рост в 21,3 раза по сравнению с показателем 2022 года (ед.), в основном за счет препарата калия и магния Ридовакан и тоника Роклис. Аналитики также отмечают «Фармасинтез» (рост в 15 раз). Здесь результаты дали препараты из группы НПВП и анальгетиков, в частности Нексемедин, Нуралгон и Ибупрофен».
Объем производства готовой фармацевтической продукции в России в 2018–2023 гг. (включая производство на собственных и контрактных площадках иностранных фармацевтических компаний). С физической (упаковка) и финансовой (руб с учетом НДС) точки зрения