В 2024 году российские препараты от мигрени показали заметный прирост продаж. По данным ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России компании DSM Group, емкость группы выросла на 25% и составила 1730 млн рублей относительно 11 месяцев 2023 года.
Количество реализованных упаковок также подросло — на 2%, до 4,3 млн. Средневзвешенная стоимость одной упаковки поднялась до 400 рублей в розничных ценах с НДС. Эти препараты не относятся к Перечню ЖНВЛП, и аптеки на них самостоятельно формируют наценку.
Отечественные препараты занимают весомую долю в продажах противомигренозных средств: порядка 54% в стоимостном эквиваленте и 72% в натуральном выражении.
Немаловажную роль в динамике группы сыграл онлайн-сегмент, который по-прежнему растет активнее, чем аптечный рынок в целом. Так, онлайн-продажи отечественных антимигренозных лекарственных средств увеличились на 39% в рублях и на 11% в упаковках при сравнении с январем — ноябрем 2023 года. Рецептурные препараты запрещено доставлять на дом, потребители аптек используют интернет-площадки для выбора наиболее приемлемой цены, бронируют препараты и заказывают их доставку до аптеки.
Динамика объема продаж отечественных противомигренозных средств
За первые 11 месяцев 2024 года аптеки реализовали девять брендов противомигренозных средств, которые поставляют 15 производителей (более 40 артикулов). Практически все препараты от мигрени выпускаются в таблетках, за исключением дозированного назального спрея на основе золмитриптана.
Среди ключевых производителей три компании показали заметный прирост продаж, в результате чего их доля в группе заметно увеличилась: доля компании «Фармамед» выросла на 8% в рублях, «ПФК Обновление» и «Озон Фармацевтика» — на 3%. Стоит отметить, что компании «Фармамед» (+263% в рублях и +253% в упаковках) и «ПФК Обновление» (+217% в рублях и +54% в упаковках) — лидеры по приросту в онлайн-сегменте.
Наибольший прирост продемонстрировал производитель «Фармамед» из Санкт-Петербурга (+309% в рублях и +285% в упаковках). По стоимостному объему компания располагается на 4 месте, 28% реализованных упаковок было продано онлайн. В онлайн-сегменте «Фармамед» (+263%) также занимает первую строчку по приросту в рублях. В ассортименте у компании один бренд — препарат на основе золмитриптана.
На втором месте по приросту расположилась компания Renewal (+176% в рублях и +69% в упаковках). «ПФК Обновление» входит в десятку лидеров среди российских производителей противомигренозных средств по стоимостному объему продаж за 11 месяцев 2024 года, при этом каждая пятая упаковка была продана онлайн. В портфеле у компании один бренд — антимигренозный препарат с МНН суматриптан, который выпускается в форме таблеток, покрытых пленочной оболочкой, в дозировках 50 и 100 мг и в двух объемах упаковки — № 2 и 10. Если анализировать только онлайн-сегмент аптечного рынка, то у «ПФК Обновление» 5 строчка по стоимостному объему и 2 место по приросту в рублях (+217%).
Замыкает тройку лидеров «Озон Фармацевтика» (+67% в рублях и +4% в упаковках). Компания также выпускает дженерик суматриптан в таблетках, покрытых пленочной оболочкой, с дозировками 50 и 100 мг.
Рейтинг отечественных производителей противомигренозных средств по приросту из TOP10 по стоимостному объему, I—XI 2024