Свыше 10 годов назад в Российской Федерации были предприняты прогрессивные антитабачные меры, но в протяжении вот уже пять лет как падение числа курящих в государстве тормознуло и держится на уровне порядка трети людей. Преодоление зоны «плато» просит системного подхода и инноваторских, научно аргументированных решений, утверждает доктор-онколог ГБУЗ «Приморский краевой онкологический диспансер» Антон Слепченко.
По данным ВОЗ, в текущее время в Европейском регионе ВОЗ, куда заходит и Российская Федерация, порядка 179 млн взрослых курят. При всем этом вредная привычка остается одной из основных обстоятельств заболеваемости и досрочной смертности в нашему государству. А именно, курение — причина до восемнадцать процентов всех смертей от приобретенных неинфекционных болезней (ХНИЗ) в Европейском регионе ВОЗ.
В Российской Федерации курит третья часть людей, что подтверждается независимыми опросами. Например, по данным Фонда мнения населения, в 2024 году порядка тридцать пять процентов граждан России продолжают курить, что показывает на отсутствие суровых изменений по соотношению с данными 2002 года, когда в государстве курили 36процентов респондентов. Похожую цифру дают и данные ВЦИОМ, где о собственном статусе курильщика заявили порядка тридцать три процента граждан России. «За больше чем два десятки лет количество курящих в государстве снизилось ненамного и в общем остается довольно размеренным даже невзирая на твердый антитабачный закон, который был принят в Российской Федерации в 2013 году», — подчеркнул онколог. Согласно его убеждению, предпосылки этой стойкости в привычках можно разъяснить как био, так и соц факторами.
Как объяснил Антон Слепченко, никотиновая зависимость формируется стремительно, в то время как процесс отказа от вредной привычки просит большое количество времени. и значимых сил. «Тут более уязвимой возрастной категорией остаются люди 31—сорок пять лет, — подчеркнул он. — Например, в 2024 году в их числе курит сорок шесть процентов, что превосходит характеристики остальных возрастных групп. Кроме того, броско, что мужчины курят в два с половиной раза почаще дам (пятьдесят два процента против двадцать процентов). Эти сведения удостоверяют надобность персонального подхода в противодействии тобококурению, в том числе мотивационные программы, которые были рассчитаны на определенные демографические группы».
В государствах с разной социальной и финансовой обстановкой внедрены разные начинания, которые направлены на уменьшение количества курящих. «Временами подобные начинания нуждаются в корректировке, — сообщил онколог. — Один из наиболее ярчайших примеров — Новая Зеландия, где в 2021 году был утвержден законопроект, запрещавш?? продажу сигарет людям, родившимся после 2008 года. Доля взрослых курящих в числе жителей данного государства к 2023 году уменьшилась до 6,8 % по соотношению с 16,4 % в 2012 году. Но в 2024 году закон был пересмотрен и отменен, так как твердый ограничительный подход содействовал развитию «темного рынка» и лишал правительство Новой Зеландии возможности регулирования и контроля рынка продукции из табака».
В Стране восходящего солнца, где около пятнадцати процентов жителей употребляют никотин, реализуется иной подход, сообщил Антон Слепченко. «С 2019 года в государстве был введен запрет на курение в публичных местах, в том числе бары и рестораны, — сообщил он. — Иным принципиальным элементом борьбы с табачной зависимостью в Стране восходящего солнца стали корпоративные программы здоровья. Например, в одной из японских компаний работникам, бросившим курить, выплачиваются валютные возмещения».
Англия, которая начала кампанию против курения еще в 1985 году, показывает продуктивность всеохватывающего подхода. В 2007 году государство первой в мире воспретила курение в публичных местах, в том числе кафе и рестораны, ведает спец. Позже были введены обезличенные упаковки для сигарет, а с 2021 года Государственная служба здравоохранения начала выдавать электронные бездымные товары по рецепту для тех, кто желает отрешиться от табакокурения. «Длительная история борьбы англичан с табачной зависимостью продолжается, — сообщил Антон Слепченко. — В ноябре 2024 года в Палату общин был внесен проект нового закона о табаке и вейпах. Правительство рассчитывает с его помощью запретить рекламу и спонсорство всех видов вейпов и остальных никотиновых товаров. В случае принятия закон также поможет закрыть «лазейки» для реализации табачной и никотинсодержащей продукции несовершеннолетним».
Российский опыт указывает, что твердые запреты часто не работают либо работают малопродуктивно, о чем не так давно говорил и Глава Российской Федерации Владимир Путин. «Принятые меры, в том числе введение устрашающих надписей на упаковках сигарет, увеличение размера акцизов и запрет на рекламу табакосодержащей продукции принесли существенную пользу, в особенности для некурящих», — подчеркнул онколог. Но значительного уменьшения количества курящих в результате этих мер не случилось. Принципиальный фактор, который удерживает людей от полного отказа, — годами формировавшаяся привычка и суровая табачная зависимость.
«Опыт нашего государства говорит о том, что ограничительные меры могут иметь не только ограниченную продуктивность, да и незапланированные последствия, — отметил он. — Например, антиалкогольная кампания времен перестройки стимулировала рынок незаконного алкогольных напитков. Схожее можно следить и в табачной сферы: ограничение доступа курящих к сигаретам подстрекает рост контрафакта, что на порядок наращивает и без того немалые опасности для здоровья из-за нерегламентированного состава продукции».
В Российской Федерации предпринимаются усилия для увеличения продуктивности антитабачной политики, и эти меры неразрывно соединены с агитацией здорового стиля жизни (ЗОЖ). В рамках нацпроекта «Формирование системы мотивации людей к ЗОЖ» в государстве было открыто больше 750 центров здоровья для взрослых и детишек, где люди могут получить консультации профессионалов, выяснить о способах отказа от курения и пройти диагностику уровня зависимости от никотина. «В числе прочего, нужно предоставить возможность взрослым конкретным курящим перейти на бездымные методы доставки никотина, подобные как электронные системы нагревания табака, — думает спец. — Курильщики, не целевые на незамедлительный отказ, обязаны иметь доступ к научно аргументированной инфы об этих продуктах — также про то, что внедрение бездымных технологий может посодействовать на 90—восемьдесят пять процентов понизить уровень вдыхаемых вредных веществ по соотношению с обыкновенными сигаретами».
Борьба с табакокурением просит системного подхода и втянутости всех заинтересованных сторон — страны, доктора и пациента и включать образовательную работу, доступ к спец поддержки в центрах здоровья и гибкое риск-направленное регулирование на законодательном уровне, сообщил Антон Слепченко. «Только всеохватывающее сочетание всех этих мер может привести к существенному и длительному снижению количества курящих и понижению уровня болезней, которые связаны с табакокурением, в государстве», — подытожил он.