В соответствии с данным ВОЗ, курение табака не попросту вредная привычка, а хроническое рецидивирующее состояние, болезнь, которое требует действенного исцеления. Раз в год от табакокурения погибает свыше 8 млн человек в мире, 1,3 млн из которых некурящие.
Борьба с табачной зависимостью просит всеохватывающего подхода, который включает как медикаментозную, так и поведенческую поддержку. С этой целью нужна не только мотивация со стороны пациента, да и помощь экспертов, которые могут посодействовать поэтапно освободиться от зависимости, также за счет идеи изменения рисков, уверена доктор-онколог, научный работник отделения противоопухолевой фармацевтической терапии № 5 ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина», к.м.н. Ксюша Саранцева.
Согласно сведениям Всемирной организации здравоохранения, в 2020 году табак употребляли 22,3 % жителей планетки. Доля курящих в Российской Федерации превосходит средние мировые характеристики и вот уже в течении нескольких лет остается на уровне 30—тридцать пять процентов жителей, сказала специалист. Как она сообщила, табачная зависимость может приводить к развитию ряда тяжелых приобретенных неинфекционных болезней, также онкологических, в числе которых 1-ое место по смертности занимает рак легкого. Раз в год конкретно данный вид злокачественных новообразований уносит жизни порядка 1,8 млн человек в глобальном масштабе.
«Курение — важный фактор риска развития рака легких, — указала Ксюша Саранцева. — Это соединено с тем, что из больше чем 7 тыс. хим веществ, которые содержатся в табачном дыме, по последней мере, 250 числятся вредными, в числе которых 69 являются канцерогенными веществами, другими словами могут вызвать рак. Кроме того, разные эндогенные причины могут усилить восприимчивость организма к канцерогенным веществам табачного дыма, а композиция этих причин может существенно увеличивать риск развития злокачественных новообразований».
Существенная доля курящих понимают опасности и выражают желание кинуть вредную привычку. Например, данные интернационального семилетнего когортного анализа на выборке более 20 тыс. человек демонстрируют, что около сорока процентов курящих решали попытки кинуть хоть раз в год либо почаще. При всем этом свыше чем 50% принимавших участие в опросе сумели кинуть курить, по последней мере, на месяц, а большая часть из них, больше чем на шесть месяцев. «Все же отрешиться от курения достаточно нелегко, — констатировала онколог. — Трудность заключается в высочайшей аддиктивности никотина: он сформировывает стойкую психическую и физическую привязанность, что осложняет окончание курения и может вызвать целый ряд признаков отмены».
Эти признаки, как объяснила Ксюша Саранцева, представляют собой целый комплекс физических и психологических проявлений, которые возникают при отказе от табакокурения и существенно затрудняющих исцеление. «Они включают раздражительность, тревожность, нарушение сна и сосредоточения, также мощное желание возвратиться к вредной привычке, — поведала она. — Процесс отказа просит от курильщика большой внутренней мотивации и готовности пройти через дискомфортные состояния, а от мед спеца — высочайшей квалификации и умения отлично поддерживать пациента».
План исцеления курящих должен включать как мотивационные тактики, так и научно аргументированную фармакотерапию, которая была основана на самых последних научных данных, уверена онколог. «Принципиально, чтоб процесс был организован с учетом вероятных рецидивов, и пациенту оказывалась всеохватывающая помощь в каждом таком случае, — сообщила она. — Поддержка, постоянное наблюдение и вторичное исцеление могут стать необходимыми шагами, которые повышают возможности на удачный отказ от вредной привычки».
Фуррор в противоборстве с табакокурением нередко зависит от персонально разработанных стратегий, которые учитывают как психическую, так и физическую составляющую зависимости, выделила Ксюша Саранцева. Например, по данным научного центра Кокрейновского общества, комбинированная терапия, которая включает никотинзаместительные препараты, антидепрессанты и поведенческую терапию, существенно наращивает возможность удачного отказа от курения на длительный период.
Более принципиальное значение имеют постоянные консультации и активная поддержка, повышающ?? мотивацию пациента на отказ и разрешают понизить риск рецидива, выделила доктор. «Особенным инвентарем тут является способ когнитивно-поведенческой терапии, — подчеркнула спец. — Он помогает курильщику выявить те либо другие триггеры и поменять их осознание, что понижает возможность возврата к вредной привычке». Огромное значение имеет и домашняя поддержка: участие близких людей содействует формированию больше устойчивого планы на каждом шаге отказа от табака.
В последние несколько лет возникли и новые инструменты для поддержки людям с тяжеленной табачной зависимостью. В их числе другие методы доставки никотина. «Достаточно распространенный стереотип состоит в том, что не принципиально, какой никотинсодержащий продукт человек употребляет, так как никотин оказывает отрицательное воздействие на организм при любом варианте, — поведала онколог. — Но основной ущерб никотина состоит в том, что он вызывает наисильнейшую зависимость, в то время как за развитие болезней, которые связаны с табакокурением, несут ответственность конкретно товары горения табака. И если опираться на самые последние научные данные, то различные методы никотина определяют и неодинаковую степень их негативного действия, прежде всего зависимо от того, имеется ли в этих продуктах процесс горения либо нет».
Например, согласно ряду исследовательских работ, переход на бездымную электронную табачную продукцию дозволяет на 90—восемьдесят пять процентов понизить число вдыхаемых вредных компонент по соотношению с дымом традиционных сигарет. «И однако научному обществу нужны больше подробные и длительные анализа, почти все специалисты уже на данный момент сходятся во мнении, что переход на бездымные альтернативы, в которых процесс горения исключен, дозволяет видоизменять риск и существенно понизить ущерб за счет уменьшения количества вдыхаемых ядовитых компонент, — подчеркнула онколог. — Это чрезвычайно принципиально для конкретных курящих, которые сейчас не могут всецело отрешиться от вредной привычки».
Курение табака остается одной из более суровых вопросов здравоохранения, констатировала доктор. «Неизменное осведомление жителей о вреде курения и возможностях изменения рисков, доступ доктора и пациента к действенным, научно аргументированным инструментам и способам исцеления и готовность профессионалов поддержать пациента на каждом шаге отказа от курения — главные элементы в противоборстве с табачной эпидемией», — также сказала Ксюша Саранцева».