Запрет на распространение БАД с мелатонином и симетиконом практически не коснулся маркетплейсы. Там они как и раньше доступны для заказа. АКИТ заявляет об увеличении мощи внутреннего контроля за макетплейсами. Глава «Сети аптек 36,6» Александр Кузин обвинил ассоциацию в продвижении интересов торговых площадок.
Маркетплейсы продолжают вести торговлю нелегальными на биологическом уровне активными добавками после того, как Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей заблокировал «до выяснения событий нарушения» через систему отметки БАД, которые содержат мелатонин и симетикон. «Пока в некоторых аптечных пунктах происходил коллапс, я зашел на один из известных маркетплейсов и увидел там те БАД, которые вчера в аптеке приобрести не сумел. Добавил в корзину, мне их привезут в пункт выдачи», – сообщил руководитель по развитию Союза производителей БАД на II Съезде РААС Иван Дындиков, сообщает журналист «ФВ». Дындиков думает, что принципиально введение на маркетплейсах системы входного контроля. «Все отлично знают, какой в аптечном учреждении серьезный входной контроль. Я, если честно, пока какой-то примененной к маркетплейсам ответственности не видел», — подчернул он.
При этом, Ассоциация компаний розничной торговли (АКИТ) заявляет об повышении надзора за маркетплейсами. «АКИТ приняла ряд новых мер с сентября, не дожидаясь муниципального регулирования. К примеру, сейчас мы не допускаем расположение продуктов в неверной категории, что нередко бывало с БАД. В особенности когда торговцы преднамеренно располагали БАД в иной категории, чтоб недопустить проверочных мероприятий и сканирования QR-кодов с маркировкой «Добросовестный символ». Если мы обнаруживаем подобное нарушение, то штрафуем торговца. Штраф составляет существенную сумму — 80 тыс. руб. Это наш внутренний штраф, он не назначается страной», – объяснил президент АКИТ Артем Соколов.
Представители фармрынка оказались настроены недоверчиво к заявлениям Соколова. Они не веруют в решение трудности только методом накладывания штрафов на продавцов и указывают на нерешаемую месяцами положение с продуктами-клонами. «Вот я захожу на веб-сайт Ozon и вижу, что тут продается «Оземпик Турбо». Это легитимно? Не платить налоговые платежи это легитимно? Ну про что мы разговариваем? Он просто лоббист… Ежедневно убирают и ежедневно он располагается в поисковых выдачах. За это аптека лишится лицензии, а почему Ozon не несет месяцами никакой ответственности за продажу? Никакой! Ноль! Гласите, наказывать будут тех, кто поставляет, а они просто употребляют многофункциональную площадку. Отлично устроились, никакой ответственности, и после чего еще будут нас чему-то учить и говорить, чтоб мы докладывали им о нарушениях», – высказался гендиректор ПАО «Сеть аптек 36,6» Александр Кузин.
«Главная трудность состоит в том, что, невзирая на все усилия по регулированию маркетплейсов и попытки их обелить, мы имеем «сероватую зону», снутри которой ежедневно могут появляться новые карточки продуктов и торговцы. Данный рынок не всецело регулируется», – увидела исполнительный руководитель «СоюзФарма» Мария Литвинова.
Она упомянула, что в Государственной Думе ведет работу по подготовке к второму чтению проект закона № 638771-8, предполагающ?? распространение механизма внесудебной наложенного блока веб-ресурсов, которые предлагают продажу БАД, нелегальную нормативно-правовыми актами о качестве и безопасности пищевых товаров.
Внимание регуляторов сконцентрировано на биодобавках, но специалисты дают поглядеть в сторону медизделий и ветпрепаратов, которые обычно реализуются в аптечном канале. «У нас 80 тыс. лицензированных аптечных пунктов, которые худо-бедно соответствуют требованиям, которые были установлены страной. И есть много продавцов без подабающей аккредитации и подготовки, поставляющ?? плохие продукты на маркетплейсы. К примеру, тонометры могут некорректно определять давление и привести к трудностям со здоровьем», – заявил зам генерального директора сети аптек «Вита» Эмиль Хубалиев.
Он не думает, что положение дел поменяться к наилучшему в сентябре 2025 года, когда начнется поэкземплярный учет помечаемых мед изделий и участники оборота будут должны предоставлять отчеты о каждой единице продукта в системе «Добросовестный символ». «Положение с маркировкой медизделий очень непростая, в связи с тем, что получение регистрационного удостоверения – дорогой процедура. Если свидетельство о регистрации БАД стоит, условно, 200 тыс. руб., то свидетельство на медизделие стоит 2-3 млн», — сообщил он.
Не решена трудность и с ветпрепаратми, которые на маркетплейсах продают по параллельному ввозу. «Для ветпрепаратов параллельного импорта нет», — подчернул исполнительный руководитель ассоциации ветеринарных фармпроизводителей Семен Жаворонков. Согласно его словам можно получить от 5 до десять лет заключения за обращение ветеринарных фармацевтических средств в партии более 100 тыс. руб. «Просто пока этим никто не занимался, но при желании регуляторов 1-ые подобные кейсы пойдут. Когда дают препараты по параллельному ввозу где-нибудь на маркетплейсе, нужно отдавать для себя отчет, что клиент становится соучастником преступного деяния », – замечает он.