Аддиктивное состояние, либо зависимость, — сочетание физиологических, поведенческих и когнитивных явлений, в базе которых лежит необходимость человека в том либо ином психоактивном веществе — к примеру, никотине, при отсутствии которого человек испытывает психологический и физический неудобство. Об особенностях терапии зависимостей, также о роли идеи понижения ущерба в этом процессе сообщил д.м.н., доктор кафедры психиатрии и наркологии Первого Столичного муниципального мед института имени И.М. Сеченова Юрий Сиволап.
Зависимость — это тяжелую болезнь, самостоятельное преодоление которого почти всегда очень проблемно, сообщил Юрий Сиволап.
Это трудное и распространенное явление, терапией которого занимаются докторы различных специальностей — от наркологов и психиатров до профессионалов узенького профиля — аддиктологов. В интернациональной систематизации заболеваний МКБ-10 раздел, который отвечает за аддиктивные расстройства, представлен рубрикой F1 — «психологические и поведенческие расстройства в результате потребления психоактивных веществ», где, к примеру, F10 обозначает спиртную зависимость, F17 — зависимость от никотина, а F19 — зависимость от нескольких веществ сразу.
«В наше время научные работники интенсивно анализируют природу аддикции, — сообщил психиатр. — Анализа демонстрируют, что у различных людей зависимость может развиваться и проявляться по-различному. Например, согласно дофаминовой догадке, никотин и иные вещества, которые вызывают привыкание, стимулируют центр вознаграждения в мозге, высвобождая дофамин — гормон наслаждения. Но у каждого человека скорость синтеза, распада и длительность деяния дофамина в организме неодинаковы. Конкретно этим можно разъяснить, почему некоторые люди больше склонны к курению и иным зависимостям, чем остальные».
Фармакологическая терапия существует только в отношении 3-х психоактивных веществ из всего списка раздела аддиктивных расстройств, отметил Юрий Сиволап: это алкогольные напитки, никотин и опиум. Вместе с тем согласно сведениям Всемирной организации здравоохранения, конкретно табачная эпидемия представляет из себя одну из более суровых угроз здоровью жителей планетки. «Раз в год от табакокурения погибает порядка 8 млн человек, — резюмировал психиатр. — Вдыхание табачного дыма — принципиальный фактор риска развития сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний, также ведущая причина рака легкого, которая вызывает приблизительно 85% всех случаев этого болезни».
В текущее время в мире насчитывается приблизительно 1,3 миллиардов курящих — количество, сравнимое с жителями КНР. «Никотин владеет очень высочайшим аддиктивным потенциалом, из-за чего распространенность курения в мире так высока, — подчеркнул Юрий Сиволап. — И конкретно потому продуктивность терапевтического исцеления этой зависимости, если осознавать под этим полный отказ от табакокурения, не абсолютна, и в почти всех вариантах докторам удается достигнуть только смягчения признаков. Например, от 75 до восемьдесят процентов пациентов с зависимостью от никотина все равно ворачиваются к курению табака в течение первого года исцеления».
Сейчас борьба с табакокурением сталкивается с новыми сложностями, сказал доктор. Невзирая на все принимаемые страной усилия, эпидемия табачной зависимости продолжается. Одна из обстоятельств, как считает специалист, — значительное число людей, которые курят издавна и имеют устойчивую зависимость от никотина.
«В Российской Федерации тридцать три процента жителей курит, при всем этом две третьих (шестьдесят семь процентов) из них хотят избавиться от этой вредной привычки, — подчеркнул Юрий Сиволап. — Научное и мед общества соображают, что для поддержки людям с мощной зависимостью от никотина нужны новые, больше гибкие, риск-направленные меры регулирования, которые учитывают самые последние научные данные».
При невозможности полного окончания потребления психоактивных веществ пациентом целенаправлено обратиться к идеи понижения ущерба, сообщил специалист. В таковых вариантах фокус работы доктора и пациента сдвигается на уменьшение ущерба от их употребления, понижение тяжести зависимости, предупреждение и смягчение рецидивов, также увеличение качества жизни, отметил психиатр. А так как опасности от потребления психоактивных веществ носят дозозависимый характер, поэтапное уменьшение размеров употребления психоактивных веществ также становится одной из задач этот терапии.
«Никотин вправду вызывает суровую зависимость, но при всем этом не он становится главной предпосылкой заболеваний, которые связаны с табакокурением, — подчеркнул Юрий Сиволап. — Главной ущерб в процессе табакокурения наносят конкретно товары горения табака. Потому для понижения ущерба здоровью взрослым клиентам с суровой зависимостью от никотина имеет смысл рассмотреть переход на бездымные никотинсодержащие альтернативы, к примеру — на электронные системы нагревания табака».
Зависимость — подобное же хроническое неинфекционное болезнь, как диабет либо склероз, которое нужно вылечивать на протяжении всей жизни пациента, подытожил доктор. «Конкретно потому так принципиально оказывать помощь курящим с суровой никотиновой аддикцией, но не стигматизировать их, — уверен Юрий Сиволап. — Также с этой целью нужно предоставлять взрослым конкретным курящим доступ к надежной, научно аргументированной инфы о существовании вероятных альтернатив для понижения ущерба здоровью от табакокурения и остальных зависимостей, но при всем этом сделать все вероятное, чтоб не допустить эту продукцию до подростков».