В рамках XXVIII Питерского финансового форума свершилась стратегическая сессия «От независимости к технологическому лидерству. Новые ориентиры для российской фармы». Представители императивных структур, научных заведений и фармсообщества обговорили, что нужно с той целью, чтоб российские медицинские препараты попали на мировой рынок и заняли на нем лидирующие позиции. Модером мероприятия выступила телевизионная ведущая телевизионного канала «Россия 24» Александра Перфильева.
Сейчас перед участниками российского фармрынка стоит принципиальная цель — не попросту достигнуть технологического независимости и конкурентоспособности, да и стать лидером на международном рынке, предугадать и определять его будущее. Это востребует больших сил и со стороны страны, и со стороны бизнеса, в том числе развитие биоэкономики, малой химии и остальных смежных отраслей; возникновение инноваторских разработок в области генетики и биомедицины; ускоренное распространение ИИ и новых IT-продуктов, которые были направлены на оптимизацию процесса разработки новых фармацевтических средств и пр.
В процессе сессии представители регуляторных органов, научного и бизнес-сообществ обговорили разные нюансы этой темы и предложили варианты развития лекарственной сферы в Российской Федерации на пути к мировому лидерству.
Открыл сессию руководитель Минздрава Россия Михаил Мурашко. «Мы серьезно пересмотрели нормативную базу, чтоб оказывать помощь ускоренному внедрению инноваторских фармацевтических средств, и сейчас почти все производители интенсивно вовлечены в данный процесс, — сообщил он. — К примеру, сформирована стремительная процедура регистрации новых онкологических фармацевтических средств, которая позволяет сходу погружать их в программку госгарантий. В итоге сейчас восемьдесят пять процентов регистрируемых в государстве препаратов — российского производства. А издержки на регистрацию фармацевтических средств уменьшились в 3,5 раза в сопоставлении с допандемийным периодом».
Руководитель организации «ПСК Фарма» Евгения Шапиро подчеркнула, что почти все годы российская фарма ориентировалась на выпуск дешевых аналогов, которые могли бы соперничать с продукцией Большой фармы. «Мы тоже, как и почти все российские фармацевтические организации, в свое время начинали с того, что выходили на рынок с импортозамещающими продуктами, — подчеркнула она. — К примеру, начали выпуск подобий препаратов в секторе астма и ХОБЛ. Мы вели борьбу за долю рынка и доверие пациентов и достигнули того, что сейчас каждый 2-ой пациент по льготе воспринимает продукт организации «ПСК Фарма». Мы уже научились соперничать с Большой фармой в секторе дешевых аналогов, но это не даст нам глобальной выгоды на глобальном рынке. Настал 2-ой шаг — мы начали выводить инноваторские препараты. Сейчас для заслуги лидерства на интернациональной арене недостаточно усовершенствованных имеющихся молекул — это, быстрее, нужный продукт для внутреннего рынка. Необходимы совершенно новые молекулы, а их создание — тяжелое, не дешевое дело, которое требует больших ресурсов, которых у коммерческих организаций нет. И тут требуется поддержка страны».
В полемики участвовала заместитель министра индустрии и торговли Россия Екатерина Приезжева. В собственном выступлении она отметила, что инновационное развитие сферы обеспечивают два стратегических документа: Стратегия «Фарма-2030» и Национальный проект «Новые технологии накопления здоровья». «Напомню, что к 2030 году мы должны достигнуть более девяносто процентов локального производства препаратов из списка актуально принципиальных и нужных,80 % — из перечня общественно важных фармацевтических средств,95 % радиофармпрепаратов и сорок процентов медизделий, — отметила представитель Министерства промышленности и торговли. — А также, должны быть реализованы 80 проектов по производству сырья, до этого не производившегося в Российской Федерации».
Управляющий Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Анна Самойлова подчеркнула, что в погоне за числом нельзя забывать о качестве. «Сейчас мы держим под контролем удаленную торговлю фармацевтических средств через маркетплейсы и web-сайты и блокируем веб-сайты, где дают недоброкачественные и не зарегистрированные препараты, — сказала она. — Качество препаратов в государстве держат под контролем 14 лабораторий, и мы начинаем применять нейротехнологии для контрольных мероприятий — к примеру, удаленный контроль при помощи приложения «Сотрудник».
Евгения Шапиро выступила с определенными инициативами, которые могут убыстрить вывод российских нововведений на мировую арену. «Мы полагаем, что необходимо сделать передовые муниципальные R&D центры с обеспечением в них доступа копаниям-разрабам на льготных критериях, — поведала она. — Необходимо оснастить их по последнему слову техники, и тут мы, как развитые компании, должны поделиться своими компетенциями полностью на безвозмездной базе. А также, нужно государственное выделение денежных средств испытаний в клинических условиях II и III фазы, которые стоят весьма много. И в погоне за глобальным не следует забывать о базисном. Полный цикл — это к тому же расходные материалы. Есть обыкновенные сопровождающие составляющие, которые мы все еще импортируем — лактоза, крахмал, специальные полиэтиленовые упаковки, дюралевые баллончики и другие материалы. В сильную эпидемию мы столкнулись с недостатком желатиновых капсул — и открыли их создание. Однако мы видим твердый демпинг со стороны зарубежных поставщиков, вытесняющ?? российского производителя с его же рынка. Потому необходимы системные меры по защите интересов российского производителя. Может быть, необходим перечень особо нужных базисных компонент производства. Антидемпинговые ставки могут сделать мотивацию для локального производства. Если мы это создадим, резвее придем к независимости и достигнем лидерства. И, естественно, достижение мирового лидерства нереально до того времени, пока каждый производитель не станет давать ответ за качество собственной продукции».