Министерство финансов предал гласности проект, который предлагает распространить правило «2-ой излишний» на медицинские препараты без дополнения перечней. Присутствующие на рынке подчеркивают, что постановление пока проходит публичное обсуждение и в нем отсутствует информация, на какую группу фармацевтических средств распространяются ограничения.
Министерство финансов предал гласности для публичного обсуждения проект решения кабинета министров «О действиях по предоставлению государственного режима при выполнении закупок продуктов для обеспечения муниципальных и городских потребностей, закупок продуктов некоторыми видами организаций». Документ расположен на веб-сайте проектов законодательных актов 26 августа.
Постановление в случае утверждения начнет действовать с 1 января 2025 года.
Документом предлагается ввести полный запрет на приобретение определенного списка продуктов и услуг (приложение № 1, 152 позиции) для обеспечения муниципальных и городских потребностей.
2-ой список (приложение № 2) вводит ограничение закупок продуктов. В него кроме остального вошли больше 400 видов медизделий, также фармацевтические препараты. Необходимо отметить, что для последних в приложении не обозначено, какая группа продуктов будет ограничена по правилу «2-ой излишний».
3-ий список дает установить минимальную обязательную долю закупок продуктов российского происхождения по перечню согласно приложению № 3.
В соответствии с текущей версии проекта Министерства финансов предлагается очень твердый вариант правила «2-ой излишний», распространяющийся на все медицинские препараты, без привязки к перечням ЖНВЛП и СЗЛС, произнес «ФВ» собеседник в сферы, пожелавш?? остаться анонимным. При всем этом там, где уже есть полный цикл, правило применяется и к отчасти локализованным продуктам, подчеркнул он.
Как считают советника юридического агентства «Трубор» Марии Борзовой, проект устанавливает индивидуальности внедрения нацрежима как в рамках № 44-ФЗ, так и № 223-ФЗ. «Для фармацевтических препаратов без распоряжения на списки устанавливается ограничение закупок по правилу «2-ой излишний», в соответствии с которым заказчик отклоняет обращения, которые предлагают к поставке зарубежный продукт, если подана однако бы одна заявка с предложением об осуществлении поставки российского продукта. Российским считается фармацевтический продукт, который был произведен в Российской Федерации со стадии готовой фармацевтической формы. Проект также отмечает, что при подаче обращения с предложением продукта полного цикла, обращения с наименьшим уровнем локализации равняются к зарубежным», — говорит юрист.
Как она сообщила, проект делает разногласие с положениями Плана реализации тактики «Фарма-2030». Например, п.22 плана гласит об установлении приоритета закупки препаратов из Списка СЗЛС, которые были произведены по полному циклу в ЕАЭС, а пп.1—3 плана предугадывают разработку критериев для формирования и актуализацию Списка СЗЛС. «Но проект лишает эти пункты плана смысла», — подчеркивает она.
А также, в рамках № 223-ФЗ проект делает разногласие с Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ): режимом большего благоприятствования и нацрежимом, считает Борзова.
Проект постановления Министерства финансов только проходит публичное обсуждение, в нем пока отсутствует информация, на какую группу фармацевтических средств распространяются ограничения при выполнении государственных закупок, сообщила «ФВ» исполнительный руководитель СПФО Лилия Титова. «Фарма-2030» предусматривает преференции в отношении препаратов из Списка СЗЛС. Аспекты определения фармацевтических средств к этой категории прорабатываются ФОИВами вместе с экспертным обществом.
«Возлагаем надежды, что в этом проекте покажется больше четкая формулировка, или будет соответственный нормативно-законодательной акт, в каком будут даны объяснения относительно фармацевтических препаратов. От имени ассоциации СПФО мы непременно направим свои предложения на законодательной портал, где документ проходит публичное обсуждение», — резюмировала Титова.
Закон, который вводит нацрежим в государственных закупках, президент подписал 8 августа. Он вводит, в том числе, правило «2-ой излишний» — запрет на участие в закупках поставщиков зарубежной продукции при наличии однако бы 1-го предложения российских продуктов. В тактики «Фарма-2030» обозначено, что ценность должны получить препараты из списка стратегически важных. Правило для препаратов полного цикла, в том числе фармсубстанцию, должно заработать с апреля 2025 года, но только после пуска системы прослеживаемости субстанций.
Проект отменяет ПП № 1289 от 30.11.2015 (правило «3-ий излишний»). Об отмене Распоряжения Министерства финансов 126н от 04.06.2018 о допуске зарубежных продуктов к государственным закупкам в проекте не говорится.
Ценовая преференция в пятнадцать процентов не будет применяться к товарам, которые входят в приложение № 2, из чего получается, что «2-ой излишний» и преференция не могут применяться сразу.
Документом, которые подтверждают государство происхождения фармацевтических средств и медизделий, является сертификат СТ-1 либо заключение Министерства промышленности и торговли о доказательстве производства промышленной продукции, выданное до 1 июля 2024 года. Документ, который будет удостоверять полный цикл производства, — сертификат производителя, но также требуется и сертификат GMP (п.5 Постановления).
При закупках фармацевтических препаратов в согласовании с № 44-ФЗ и № 223-ФЗ заявка на поставку продукта, полный цикл которого не локализован, равняется к заявке на поставку зарубежного медицинские препараты, если на участие в закупке подана однако бы одна заявка с предложением продукта полного цикла.