К 2024 году лекарства, отпускаемые по рецепту, будут составлять большую долю рынка электронных лекарств, чем лекарства, отпускаемые без рецепта, из-за регулярных онлайн-заказов от хронически больных пациентов. Средняя доля рецептурного сегмента составляет 21% по сравнению с 12% безрецептурного сегмента. Такой прогноз сделали аналитики IQVIA.
Почти треть (28%) россиян приобретают лекарства, сочетая обычные аптеки и Интернет. При этом доля людей, предпочитающих только традиционную аптечную розницу, достигает 46,8%. Такие данные исследования индекса здоровья за 4 квартал 2023 года привел в своем выступлении сопредседатель Ipsos Healthcare, сопредседатель Координационного совета РАФМ Олег Фельдман. Цифры были озвучены в ходе закрытого онлайн-заседания РАФМ, передает корреспондент «ФВ».
согласно отчету Ipsos, только 7,6% респондентов (выборка более 5000 человек) приобретают лекарства через каналы электронной связи. При этом эксперты отмечают рост популярности сайтов аптечных сетей. В целом средняя стоимость онлайн-покупок в четвертом квартале 2023 года составила 3785 рублей, отметил Фельдман. Большинство (80,6%) респондентов приобретали лекарства самостоятельно.
Многие россияне продолжают выбирать более дешевые лекарства, используя Интернет перед покупкой (из 45% купивших более дешевые аналогичные препараты это оказалось 50,4%).
в прошлом году на e-com пришлось 9,5% (в рублях) и 5,8% (в штуках) фармацевтических продаж, рассказала Анна Ермолаева, генеральный директор компании «АльфаРМ», член Координационного совета РАФМ. ТОП-5 аптечных сетей с долей (руб.) на этом рынке: «Ригла» (15,2%), «Апрель» (11,2%), «Неофарм» (9%), «Планета здоровья» (8,7%) и «Аптеки Плюс» (8,2%).
Данные DSM отличаются от отчета AlphaRM, отметил член Координационного совета РАФМ генеральный директор DSM Group Сергей Шляк. По его оценкам, доля электронной коммерции в 2023 году составит 12,7%, а доля онлайн-покупок лекарств только в Москве достигла 21% в конце декабря 2023 года. При этом в структуре аптечного ассортимента лекарства занимают лишь седьмое место, а наиболее продаваемым является e-com. На вершине списка по-прежнему находятся пищевые добавки, косметика, изделия медицинского назначения, а также медицинские приборы и оборудование.