РНК Фарма сообщила, какие медицинские термометры будут пользоваться стабильным спросом в 2023 году. Лидером этого показателя является аналоговый ртутный прибор.
В 2023 году на российском розничном рынке (с учетом онлайн-каналов) было реализовано 9,9 млн медицинских термометров на сумму 3,3 млрд руб. (по розничной цене, включая налог с продаж). За год физические объемы продаж снизились на 12%. Развитие рубля также стало отрицательным, обесценившись на 15,7% по сравнению с 2022 годом. Такие данные приводит аналитическая компания RNC Pharma.
Общее движение определялось снижением спроса в офлайн-каналах: объемы продаж упали на 19% в рублях и на 15% в физических объемах. Сегмент электронной коммерции существенно вырос как в рублях (+16%), так и в штуках (+23%), но общий объем здесь пока относительно невелик. Рост в категории розничной торговли, поскольку онлайн составляет только 11% продаж.
На рынке представлены две основные категории медицинских термометров: аналоговые и электронные, спрос на которые за последний год снизился, говорят аналитики. По сравнению с 2022 годом физический объем продаж аналогового оборудования в штуках снизился на 10,8%, электронного оборудования – на 13,5%. Интересно, что цены на аналоговые устройства в 2023 году существенно упали, при этом средняя стоимость снизилась на 7,4%. При этом цена термометров электронного типа практически не изменилась, хотя и здесь была зафиксирована отрицательная коррекция, но она не превысила 0,6%.
Электронные устройства можно условно разделить на контактные и инфракрасные, однако общие тенденции потребления этих категорий в 2023 году были практически одинаковыми, а снижение спроса происходило практически синхронно. Аналоговые устройства подразделяются на ртутные и безртутные (на основе сплавов металлов: галлия, индия и олова). И здесь в 2023 году ртутные устройства классического типа показали единственную положительную динамику продаж (рост в штуках на 0,2%). Такие устройства имеют преимущество перед своими безртутными аналогами в том, что их легче стряхнуть, и в результате потребителям предлагаются более безопасные варианты, хотя последние в рознице примерно на 15 % дешевле. Мы предпочли это устройство его сплаву на базе аналогов.
В группе электронных устройств A&D и B.Well являются абсолютными лидерами по объему продаж. Хотя рублевой оборот обеих компаний практически одинаков (с разницей в 6 млн рублей), денежный оборот обеих компаний снизился на 8% и 3% соответственно. Натуральные сильно различаются. В 2023 году японская компания продала более 200 000 дополнительных устройств. По итогам прошлого года максимальную динамику внутри группы продемонстрировала китайская «Cofoe Technology Development». За год продажи выросли в девять раз, компания реализует в России инфракрасный термометр модели KF-HW-001. Второй результат по динамике у немецкой компании Braun, где производитель показал почти пятикратный рост продаж в рублевом эквиваленте. Здесь у нас уже гораздо более широкий портфель, но основной вклад внесли наши бесконтактные устройства, в частности модель IRT6520 ThermoScan 7.
Группа аналоговых термометров имеет важные характеристики. Большая часть устройств продается как анонимные устройства, на долю которых в прошлом году пришлось около 69% продаж. Интересно то, что небрендовая продукция предлагается как через онлайн-каналы, так и через офлайн-каналы, хотя доля последних все же несколько ниже, подчеркнул аналитик.
Что касается брендов, британская компания Meridian Medical Products была лидером по объему продаж в конце 2023 года. Второй результат у российского «Термоприбора», где разница была небольшой (около 1,3 млн руб.), и обе компании показали снижение продаж на 1% и 4% соответственно. Наибольший рост в категории аналоговых медицинских термометров в 2023 году показал Amrus (рост на 39% в рублях), а основной вклад в этот тренд внесла модель TVY-130.
Стоимостной (розничная цена с учетом рублей и налога на добавленную стоимость) и физический (количество штук) объем продаж медицинских термометров по типам на розничном рынке России