За 12 месяцев с марта 2023 года по февраль 2024 года аптечные реализации антигистаминных препаратов повысились на тринадцать процентов в рублях и на шесть процентов в упаковках. Пока огромную долю рынка занимают завезенные из других стран противоаллергические медицинские препараты, но их доля понижается за счет роста организации из России.
В марте 2023—феврале 2024 года аптеки продали 80,5 млн упак. антигистаминных фармацевтических средств на 16,3 миллиардов руб., подсчитал «ФВ» по данным AlphaRM. Доля привезенных из других стран фармацевтических средств в рублях превосходит восемьдесят один процент, российских — примерно 19%. По соотношению с предшествующим периодом вес российских фармацевтических средств вырос больше чем на два процентных пункта.
Антигистаминные препараты были нужны у гостей аптечных пунктов за прошедшие 12 месяцев. Во-1-х, их аптечные реализации проявили двузначный рост в рублях — тринадцать процентов, во-2-х, динамика в натуральном выражении составила шесть процентов. Одновременно общие реализации фармацевтических средств в упаковках за прошедшие пару лет вырастают довольно слабо.
Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
Всего на рынке обращаются препараты с 16 МНН. Самое востребованное МНН — цетиризин. Реализации фармацевтических средств с таким работающим веществом выросли с 4,93 миллиардов руб. в марте 2022—феврале 2023 года до 5,37 миллиардов руб. в марте 2023—феврале 2024 года.
Остальные МНН приметно отстают от цетиризина. Реализации хлоропирамина, дезлоратадина и левоцетиризина составили около 2-ух млрд рублей у каждого МНН.
Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
Рейтинг брендов возглавляет «Цетрин» компании Dr. Reddy’s, в составе которого содержится цетиризин. Кроме того, в рейтинг попали еще два бренда с аналогичным МНН. На 2-й строчке «Супрастин». У первых 2-ух препаратов толики рынка превысили четырнадцать процентов. При всем этом лечущее средство Dr. Reddy’s нарастило долю, а продукт «Эгис» уменьшил свое пребывание.
TOP10 брендов по размеру продаж |
|||||
Рейтинг |
Бренд |
МНН |
Компания |
Доля МАТ* фев’23, руб., % |
Доля МАТ* фев’24, руб., % |
1 |
Цетрин |
Цетиризин |
Dr. Reddy’s |
13,38 |
14,60 |
2 |
Супрастин |
Хлоропирамин |
Эгис |
14,54 |
14,01 |
3 |
Зиртек |
Цетиризин |
UCB Pharma |
5,89 |
8,11 |
4 |
Эриус |
Дезлоратадин |
Bayer |
7,49 |
7,08 |
5 |
Зодак |
Цетиризин |
Sanofi |
10,69 |
4,97 |
6 |
Фенистил |
Диметинден |
Haleon |
3,77 |
4,12 |
7 |
Аллервэй |
Левоцетиризин |
Dr. Reddy’s |
2,94 |
3,97 |
8 |
Супрастинекс |
Левоцетиризин |
Servier |
3,46 |
3,72 |
9 |
Кестин |
Эбастин |
Zentiva |
2,84 |
2,97 |
10 |
Никсар |
Биластин |
Menarini |
2,00 |
1,94 |
* Скользящая годовая сумма. Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
Если разговаривать о лидерстве компаний, то все производители первой пятерки брендов подобные же места занимают и в рейтинговом списке компаний. Российские компании также попали в количество лидеров. Например, «Озон» завоевала шестую строчку, а «Вертекс» — девятое. Всего в TOP20 7 российских компаний.
При всем этом некоторые из них демонстрируют неплохую динамику как в рублях, так и в упаковках. Например, рейтинг по увеличению в числе TOP20 компаний по размеру продаж возглавила ПФК «Обновление», реализации антигистаминных препаратов которой повысились на восемьдесят девять процентов в рублях и на 111% в упаковках.
TOP10 компаний* по увеличению в марте 2023—феврале 2024 годов |
|||
Рейтинг |
Компания |
Динамика в рублях, % |
Динамика в упаковках, % |
1 |
Обновление ПФК |
89 |
111 |
2 |
Брайт Вэй Груп |
55 |
53 |
3 |
UCB Pharma |
43 |
50 |
4 |
Olainfarm |
32 |
-1 |
5 |
Belupo d.d |
32 |
24 |
6 |
Dr. Reddy’s |
28 |
27 |
7 |
Teva |
27 |
23 |
8 |
Биннофарм Групп |
26 |
16 |
9 |
Haleon |
23 |
20 |
10 |
Акрихин |
21 |
13 |
* В числе TOP20 компаний по размеру продаж. Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
с помощью активному росту продаж препаратов российских компаний их доля на рынке антигистаминных препаратов равномерно вырастает, как в валютном выражении, так и в натуральном.
Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»