За 12 месяцев с марта 2023 года по февраль 2024 года аптечные реализации антигистаминных препаратов повысились на тринадцать процентов в рублях и на шесть процентов в упаковках. Пока огромную долю рынка занимают завезенные из других стран противоаллергические медицинские препараты, но их доля понижается за счет роста организации из России.
В марте 2023—феврале 2024 года аптеки продали 80,5 млн упак. антигистаминных фармацевтических средств на 16,3 миллиардов руб., подсчитал «ФВ» по данным AlphaRM. Доля привезенных из других стран фармацевтических средств в рублях превосходит восемьдесят один процент, российских — примерно 19%. По соотношению с предшествующим периодом вес российских фармацевтических средств вырос больше чем на два процентных пункта.
Антигистаминные препараты были нужны у гостей аптечных пунктов за прошедшие 12 месяцев. Во-1-х, их аптечные реализации проявили двузначный рост в рублях — тринадцать процентов, во-2-х, динамика в натуральном выражении составила шесть процентов. Одновременно общие реализации фармацевтических средств в упаковках за прошедшие пару лет вырастают довольно слабо.
Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
Всего на рынке обращаются препараты с 16 МНН. Самое востребованное МНН — цетиризин. Реализации фармацевтических средств с таким работающим веществом выросли с 4,93 миллиардов руб. в марте 2022—феврале 2023 года до 5,37 миллиардов руб. в марте 2023—феврале 2024 года.
Остальные МНН приметно отстают от цетиризина. Реализации хлоропирамина, дезлоратадина и левоцетиризина составили около 2-ух млрд рублей у каждого МНН.
Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
Рейтинг брендов возглавляет «Цетрин» компании Dr. Reddy’s, в составе которого содержится цетиризин. Кроме того, в рейтинг попали еще два бренда с аналогичным МНН. На 2-й строчке «Супрастин». У первых 2-ух препаратов толики рынка превысили четырнадцать процентов. При всем этом лечущее средство Dr. Reddy’s нарастило долю, а продукт «Эгис» уменьшил свое пребывание.
TOP10 брендов по размеру продаж | |||||
Рейтинг | Бренд | МНН | Компания | Доля МАТ* фев’23, руб., % | Доля МАТ* фев’24, руб., % |
1 | Цетрин | Цетиризин | Dr. Reddy’s | 13,38 | 14,60 |
2 | Супрастин | Хлоропирамин | Эгис | 14,54 | 14,01 |
3 | Зиртек | Цетиризин | UCB Pharma | 5,89 | 8,11 |
4 | Эриус | Дезлоратадин | Bayer | 7,49 | 7,08 |
5 | Зодак | Цетиризин | Sanofi | 10,69 | 4,97 |
6 | Фенистил | Диметинден | Haleon | 3,77 | 4,12 |
7 | Аллервэй | Левоцетиризин | Dr. Reddy’s | 2,94 | 3,97 |
8 | Супрастинекс | Левоцетиризин | Servier | 3,46 | 3,72 |
9 | Кестин | Эбастин | Zentiva | 2,84 | 2,97 |
10 | Никсар | Биластин | Menarini | 2,00 | 1,94 |
* Скользящая годовая сумма. Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
Если разговаривать о лидерстве компаний, то все производители первой пятерки брендов подобные же места занимают и в рейтинговом списке компаний. Российские компании также попали в количество лидеров. Например, «Озон» завоевала шестую строчку, а «Вертекс» — девятое. Всего в TOP20 7 российских компаний.
При всем этом некоторые из них демонстрируют неплохую динамику как в рублях, так и в упаковках. Например, рейтинг по увеличению в числе TOP20 компаний по размеру продаж возглавила ПФК «Обновление», реализации антигистаминных препаратов которой повысились на восемьдесят девять процентов в рублях и на 111% в упаковках.
TOP10 компаний* по увеличению в марте 2023—феврале 2024 годов | |||
Рейтинг | Компания | Динамика в рублях, % | Динамика в упаковках, % |
1 | Обновление ПФК | 89 | 111 |
2 | Брайт Вэй Груп | 55 | 53 |
3 | UCB Pharma | 43 | 50 |
4 | Olainfarm | 32 | -1 |
5 | Belupo d.d | 32 | 24 |
6 | Dr. Reddy’s | 28 | 27 |
7 | Teva | 27 | 23 |
8 | Биннофарм Групп | 26 | 16 |
9 | Haleon | 23 | 20 |
10 | Акрихин | 21 | 13 |
* В числе TOP20 компаний по размеру продаж. Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
с помощью активному росту продаж препаратов российских компаний их доля на рынке антигистаминных препаратов равномерно вырастает, как в валютном выражении, так и в натуральном.
Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»