RNC Pharma представила рейтинг российских дистрибьюторов по итогам I—III кварталов 2023 года. Аналитики считают, что оптовый рынок вступает в очередной период ужесточения условий работы с ритейлом.
Ключевым событием уходящего года в оптовом сегменте российского фармрынка стало прекращение работы сразу трех заметных игроков, которые в сумме занимали более 3% рынка. Сам по себе факт не уникальный, но проблема в том, что этими тремя компаниями дело может и не ограничиться, считают аналитики RNC Pharma. Условия работы поставщиков с оптом в прошлом году серьезно ужесточились, а доступность кредитных ресурсов снижается. В декабре Банк России в пятый раз подряд поднял ключевую ставку, причем за год она выросла более чем вдвое.
Едва ли данная ситуация будет способствовать либерализации отношений производителей с дистрибьюторами. Тем более, что в рознице тоже наметились тревожные тенденции, на рынке ощущаются признаки деградации розничной инфраструктуры, которая пока выражается в замедлении темпов развития. Однако ситуация уже близка к той грани, после которой число аптек на рынке начнет сокращаться.
Здесь при этом важны не только количественные, но и качественные характеристики, если вместо трех небольших аптек откроется одна крупная и очень эффективная, для оптовых партнеров это ознаменует только сокращение рисков. Но вряд ли подобный сценарий будет осуществим в большинстве высвобождающихся локаций, полагают в RNC Pharma. Поскольку предоставление товарных кредитов рознице становится только дороже, то неизбежно придется ужесточать условия работы, а также таргетировать их, опираясь на более-менее стандартный набор критериев. Причем это не какие-то новшества, речь идет о многократно опробованных инструментах, вопрос только в том, что мы вступаем в очередной период ужесточения отношений между оптом и розницей, утверждают аналитики.
При этом если раньше фармрозница зависела по большей части только от активности платежеспособного спроса и структуры заболеваемости, то сейчас ритейл испытывает серьезное давление со стороны маркетплейсов. И хотя в текущей регуляторной парадигме последние едва ли смогут претендовать на лекарственный ассортимент, все, что касается парафармацевтики, они стараются развивать максимальными темпами. Пока, даже при условии динамики в онлайн по основным нелекарственным товарам на уровне десятков процентов, речь идет о потерях порядка 0,2—0,6 млрд руб. на конкурентную группу в год. Например, на рынке глюкометров и тест-полосок канал e-com за первые 11 месяцев 2023 года «вытащил» у представителей офлайн выручку порядка 640 млн руб. (в розничных ценах, включая НДС).
Пока речь о суммах для российской фармрозницы относительно небольших, но уже в ближайшие годы разговор пойдет о миллиардах рублей. Так что годовые потери выручки по категории нелекарственной продукции могут исчисляться не десятками, как сейчас, а сотнями миллиардов в год, естественно, в этих условиях экономика аптек окажется уже совсем другой.
В текущем году для оптового рынка также была характерна тенденция сокращения уровня концентрации, общая доля в TOP25 уменьшилась относительно I—III кварталов 2022 года на 2,1%, причем основные потери понесли компании с 6-го по 15-е места. Из них минимумы в основном были характерны для компаний, ориентированных на госсектор, причины этой динамики вполне понятны. Причем в обозримом будущем подобных игроков может ждать интересное новшество. В уходящем году представители разных госструктур активно продвигали идею необходимости максимальной централизации региональных закупок. Развитие данной инициативы неизбежно приведет к изменению парадигмы работы дистрибьюторов в регионах и перераспределению ролей отдельных компаний на оптовом рынке, считают в RNC Pharma.
TOP25 фармдистрибьюторов по доле рынка прямых поставок ЛП (с учетом бюджетного сегмента фармрынка), в денежном выражении, по итогам I—III кварталов 2023 года
Рейтинг |
Дистрибьютор |
Центральный офис |
Доля на рынке отгрузок в точки конечной реализации ЛП, %, руб. |
|
1—3 кв. 2023 г. |
1—3 кв. 2022 г. |
|||
1 |
Протек |
Москва |
12,3 |
11,5 |
2 |
Пульс* |
Химки |
11,4 |
11,8 |
3 |
Катрен |
Новосибирск |
10,5 |
11,2 |
4 |
ФК Гранд Капитал |
Москва |
6,2 |
5,7 |
5 |
БСС |
Санкт-Петербург |
3,8 |
4,1 |
6 |
Р-Фарм |
Москва |
3,6 |
5,6 |
7 |
Фармкомплект |
Нижний Новгород |
2,9 |
3,2 |
8 |
Ирвин 2 |
Москва |
2,4 |
2,4 |
9 |
Медэкспорт* |
Омск |
1,8 |
1,0 |
10 |
Агроресурсы |
Кольцово |
1,7 |
1,6 |
11 |
Авеста Фармацевтика |
Москва |
1,4 |
1,5 |
12 |
Фармимэкс* |
Москва |
1,3 |
1,4 |
13 |
АСФАДИС |
Москва |
1,2 |
1,2 |
14 |
Ланцет |
Москва |
1,0 |
1,5 |
15 |
Нижегородская областная фармация* |
Нижний Новгород |
0,9 |
0,6 |
16 |
Фармстор |
Москва |
0,6 |
0,7 |
17 |
Евросервис |
Москва |
0,6 |
0,4 |
18 |
Северо-запад |
Санкт-Петербург |
0,6 |
0,7 |
19 |
Здравсервис |
Тула |
0,6 |
0,9 |
20 |
Медипал-Онко* |
Москва |
0,6 |
0,7 |
21 |
Интерлек |
Москва |
0,4 |
0,3 |
22 |
Фармацевт* |
Ростов-на-Дону |
0,4 |
0,3 |
23 |
Витта компани |
Москва |
0,3 |
0,3 |
24 |
Таттехмедфарм* |
Казань |
0,3 |
0,2 |
25 |
Областной аптечный склад* |
Челябинск |
0,2 |
0,3 |
* Экспертная оценка. |
||||
Источник: RNC Pharma®: Рейтинг российских фармдистрибьюторов |