Присутствующие на рынке снова возвратились к дискуссии темы об ограничении рекламных призов для аптечных пунктов. На данный момент они доходят до восемьдесят процентов. Подобные выплаты стают «петлей на шее» производителей, считает глава АРФП. Представители розницы убеждают, что зачинателями роста отчислений являлись сами производители, притом они возникают на рынке только по позициям, которые не несут новизны.
В кабинете министров и Государственной Думе не один раз высказывалось мнение об ограничении рекламных отчислений от производителей как методе понижения цен препаратов на полках аптечных пунктов. Про это заявила исполнительный руководитель Государственной фармпалаты Елена Неволина во время форума «ФармЛига: встреча лидеров», сообщает журналист «ФВ». Регулировать ценообразование нужно по всей товаропроводящей цепочке либо датировать лекарственное обеспечение, уверен гендиректор Ассоциации российских лекарственных производителей (АРФП) Виктор Дмитриев.
«Есть конкретные предпосылки повышения цен по всей цепочке, аптека — последнее звено, с которым сталкиваются пользователи. Если они общественно не защищены, то данный момент для них довольно больной», — подчеркнул он.
Дмитриев также сообщил, что не оказывает поддержку задумке фиксации рекламных призов со стороны страны. При всем этом некоторые производители выражают возмущение их ростом. «Редкие производители ОТС-препаратов сообщают, что призы рознице доходят до восемьдесят процентов. Для компаний это уже петля на шее. Эту положение дел, непременно, необходимо корректировать», — сообщил он.
Подобные высочайшие призы вправду дают некоторые производители, отметил в разговоре с журналистом «ФВ» гендиректор сети «Фарма» Александр Миронов. Почти всегда зачинателями роста отчислений являлись сами производители. «Положение дел смотрится последующим образом. Сеть аптек ведет торговлю определенным набором препаратов. Когда начинаются каждогодние переговорные сессии, производители дают новые позиции. Если они не являются неповторимыми, то сети аптек нет никакого смысла поменять испытанные позиции на новые — она отказывает. Производитель ворачивается и дает завышенные призы, «раскачивая» этот процесс», — рассказывает он.
Миронов подчеркивает, что призы в восемьдесят процентов возникают на рынке только по позициям, которые не несут новизны: это почти всегда распространенные МНН, к примеру, цитрамон, ацетилсалициловая кислота либо категории, которые были представлены сотками брендов, к примеру, бифидобактерии либо препараты от боли в горле. «Претензий к сетям аптек в этих вариантах быть не может, однако они и выбирают товары, на которых можно заработать больше, ведь полки «резиновые» только в сети интернет, — полагает Миронов. — Нет таковых ситуаций, что производитель несет инноваторский продукт, который нужен жителями, и назначает безумные призы. Быстрее, в аптечную сеть пробуют «впихнуть» 20-й цитрамон либо 30-й продукт от боли в горле, и готовы отдавать всю прибыль, только бы получить дистрибуцию».
Сверхконкуренция создается за продажу чрезвычайно распространенных позиций, которая приводит к росту цены этого канала сбыта, констатирует он.
До этого на парламентских заседаниях по теме фармацевтической безопасности депутат Андрей Исаев высказывался за управление ценами в аптеке. «Снутри цепочки производители—оптовики—аптеки мы находили, кто является образователем цены. Мы сделали вывод, что это аптеки. Они владеют в отношении производителей безграничными правами: навязывают мероприятия, выпускают свои торговые наименования, имеют призы. Все это никак не регулируется», — сообщил он. При этом депутат Евгений Нифантьев подчеркнул, что рекламные призы имело смысл ограничивать 10—15 годов назад. «А сейчас это приведенная маржа, понижающ?? стоимость на полке», — сообщил он.
Как до этого писал «ФВ», число несетевых аптечных пунктов, заключающ?? с производителями рекламные договоры, по данным Ipsos, вырастает. Какие ошибки допускают аптеки при работе по подобным соглашениям и как их реально избежать, вместе с профессионалами разобрался «ФВ».