РНК Фарма сообщила, что по итогам 2023 года на российском розничном рынке было продано более 6 млн тонометров. За год продажи выросли на 29%.
в 2023 году на российском розничном рынке (с учетом сектора e-com) было реализовано около 6,03 млн тонометров всех типов на общую сумму 11,87 млрд руб. (по розничной цене, включая налог с продаж). За год продажи выросли на 29% в натуральном выражении, однако движения рубля были существенно скромнее и остались на уровне всего 10%. Как сообщает аналитическая компания RNC Pharma, эти различия связаны с быстрым снижением средней цены приобретаемых устройств. В 2023 году по сравнению с показателем 2022 года он снизился почти на 15%.
В основном это связано с ассортиментными экспериментами, проводимыми крупными представителями онлайн-каналов, реализующих небрендовую продукцию. Если в 2022 году на долю No Name здесь приходилось лишь около 31% натурального объема продаж, то в прошлом году она выросла до 56%. Но аналитики говорят, что также используются проверенные временем инструменты демпинга.
по итогам 2023 года физический объем продаж тонометров в e-com-канале увеличился в 2,4 раза, однако развитие рубля не превысило 77%. Этот рост был обусловлен в первую очередь устройствами без торговых марок. Интернет-продажи бренда также значительно выросли, но динамика была существенно скромнее: +56% в штуках и около +43% в рублях. Суммарная доля онлайн-каналов в 2023 году составила 36% в объёме (+17% по сравнению с результатами 2022 года) и около 24% в стоимостном выражении (+9%).
В оффлайне рост физических продаж составил 2,1%. При этом он уже не может оставаться в стороне от ценовой конкуренции, да и средняя стоимость устройств в год тоже снизилась, пусть и всего на 4%. В результате сумма продаж будет отрицательной (-2%). В целом аналитики отмечают, что офлайн-тонометрам пока удалось избежать глобальных потерь. Хотя в прошлом году компания E-com не стала массово переманивать покупателей тонометров из аптечных сетей и нефармацевтических ритейлеров, она развивалась за счет привлечения новых потребителей, предлагая более дешевые решения из малоизвестной категории. Но в RNC Pharma считают, что это всего лишь «первая часть балета Маррэсона». Это связано с тем, что покупатели других категорий медицинского оборудования, особенно для домашнего использования, уже давно экспериментируют в Интернете и в основном покупают онлайн бренды.
Абсолютным лидером российского розничного рынка тонометров в 2023 году стала японская компания A&D. На все каналы вместе взятые приходилось 29,2% стоимостных продаж и примерно 25,1% физических продаж. При этом производитель продемонстрировал довольно скромные изменения курса рубля (рост на 5% к 2022 году) и впечатляющий рост штучных продаж (рост на 16%). Динамику в первую очередь определяла модель UA-888. Omron занимает второе место по объемам продаж. Однако, хотя компания буквально отстает от лидера здесь с долей 28,6%, по физическому объему продаж по итогам прошлого года она была лишь на третьем месте. Второе место уже занимает небрендовая продукция, доля которой в общем объеме рынка за этот период приближается к 20,8%.
Максимальный рубль и естественную динамику по сравнению с 2022 годом продемонстрировала компания Jamr Technology в Шэньчжэне, Китай. Продажи за год выросли в 11,5 раз в рублях и в 14,1 раза в объёме, производитель поставляет на российский рынок продукцию под брендом «СберЗдоровье». Однако речь здесь пока идет об относительно скромном количестве, около 5,6 тыс штук в год. В число компаний-лидеров, продающих более 100 000 устройств в год, входит Microlife (рост на 13% в рублях и 12% в штуках), движимый преимущественно моделью BP 3AG1.
Объем продаж тонометров в стоимостном выражении (розничная цена с учетом рублей, НДС) и в натуральном выражении (шт.) через каналы продаж на российском розничном рынке