В январе—июле аптечные сети реализовали 110,7 млн упак. антисептических препаратов на сумму 19,8 млрд руб., следует из данных ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России DSM Group.
В среднем одна упаковка антисептика стоит 179 руб. Средняя розничная наценка в динамике снизилась с 32,6% в 2020 году до 28,1% по итогам семи месяцев 2024 года. Наценка на препараты группы выше, чем в среднем по рынку лекарственных препаратов, так как основной объем приходится на средства, не входящие в Перечень ЖНВЛП.
Наибольший объем продаж занимают антисептики и дезинфицирующие препараты для обработки кожных покровов (доля 42% в рублях). Сюда относятся бренды «Мирамистин», «Йод», «Бетадин», «Хлоргексидин», «Перекись водорода» и др. На втором месте антисептические препараты для лечения заболеваний горла (40%), группа включает марки «Стрепсилс», «Лизобакт», «Фарингосепт», «Тонзилгон», «Аджисепт» и др.
Всего на рынке в 2024 году было представлено 112 брендов антисептических средств, зарегистрированных как лекарства (455 SKU). Практически все препараты представляют собой дженерики и преимущественно производятся в России. Локализованные препараты заняли в группе 52% в рублях и 76% в упаковках.
Динамика объема продаж антисептических препаратов
В 2024 году в аптеках можно было приобрести антисептические препараты от 157 производителей. В TOP10 компаний по стоимостному объему — пять отечественных и пять зарубежных.
В январе—июле 2024 года лидером в денежном выражении в группе антисептических препаратов по приросту в рублях (+34%) к аналогичному периоду 2023 года стала российская компания «Обновление» (Renewal). В натуральном выражении у производителя также самый высокий прирост среди конкурентов: +15% к семи месяцам прошлого года. В портфеле у производителя семь брендов. Положительную динамику «Обновлению» в первую очередь обеспечили спиртовые растворы для наружного применения «Йод» (+47%) и «Бриллиантовый зеленый» (+41%). При этом максимальный прирост показали «Хлоргексидин» (+335%) и «Перекись водорода» (+70%). Снижением отметилась «марганцовка» «Калия перманганат» (-28%).
У компании Servier (+23% в рублях и +14% в упаковках), расположившейся на втором месте по темпу прироста, в ассортименте антисептический препарат под брендом «Бетадин». Препарат содержит водный раствор повидона-йода в многообразии лекарственных форм: мазь и раствор для наружного применения, а также вагинальные суппозитории при гинекологических заболеваниях.
На 22% увеличился объем реализации производителя растительного антисептика «Тонзилгон» при воспалении и боли в горле — Bionorica Arzneimittel. Марка представлена в каплях для приема внутрь и таблетках, покрытых оболочкой.
Рейтинг производителей антисептических препаратов по приросту в рублях из TOP10 по стоимостному объему, январь—июль 2024 года