Клиент пришел в аптеку и попросил дать ему поглядеть лечущее средство. Могло показаться, обычная положение дел. Однако, как показал опрос «ФВ», фармспециалисты реагируют на эту просьбу по-различному. Совсем не все передают гостю продукт в руки.
Что написано в законе
Сначала текущего года житель города Ачинска Красноярского края пришел в аптеку ООО «Центральная аптека 1» за антивосполительной мазью и желал ознакомиться со сведениями на упаковке, но ему отказали. Тогда мужчина посетовал в местный Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей.
В территориальном органе службы посчитали это нарушением Закона о защите прав покупателей и правил реализации и вынесли аптеке предупреждение.
Новость вызвала бурное обсуждение в проф чатах. Почти все сотрудники аптечных пунктов сообщали, что поступили бы точно так же, как их сотрудник в Ачинске, — передавать продукт покупателю не стали бы. Некоторые, напротив, были удивлены предпосылкой конфликтной ситуации, в каком пришлось разбираться Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей: разве так можно?
«В соответствии с ст.8 Закона о защите прав покупателей, фармспециалист должен предоставить покупателю всю нужную и надежную данные о товаре, а в согласовании с п.22 распоряжения 1093н «Об утверждении Правил отпуска фармацевтических препаратов…» — предоставлять информацию о режиме, дозах приема, хранении и содействии с иными фармацевтическими продуктами», — припоминает спец по лекарственному порядку СРО «Ассоциация независимых аптечных пунктов» Анна Корягина.
В итоге, если клиент, к примеру, желает просканировать упаковку медицинские препараты в приложении «Добросовестный символ», фармработник, согласно мнению специалиста, должен предоставить ему такую возможность.
Однако все ли поступают таким образом? В соответствии с опросом*, который был проведен на веб-сайте pharmvestnik.ru, это не так.
Как выходит на практике
Больше трети принимавших участие в опросе дают покупателям в руки упаковку с медицинским препаратом, которое те еще не оплатили. Практически столько же первостольников дают для знакомства только аннотацию. А каждый 5-ый может выполнить такую просьбу только при определенных обстоятельствах. К примеру, если это старый гость либо неизменный клиент, либо человек, который внушает доверие. Двое участвующих в опросе за ранее достают из упаковки само лечущее средство, один — сам читает аннотацию, если у клиента есть вопросы по правилам приема, противопоказаниям и пр.
Пожалуй, главная причина, по которой первостольники отказывают покупателям, — это опаски, что клиент попортит продукт либо украдет его. Однако участники опроса в данном и не признались. Тот, кто отвечал решительно «нет» на 1-ый вопрос, пожелал не уточнять, почему не дает упаковку клиенту. При всем этом нам получилось узнать, что схожий нехороший опыт с потерей продукта имеется фактически у каждого 4-ого респондента. В подавляющем большинстве случаев компенсировать цена пришлось самим фармспециалистам.
Маркировка фармацевтических средств была внедрена в 2019 году, и в приложении «Добросовестный символ» она возникла среди первых товарных категорий. За I квартал 2024 года россияне просканировали при помощи приложения порядка 820 тыс. упаковок фармацевтических средств, сказали «ФВ» в пресс-центре ЦРПТ. Это на сорок процентов выше, чем в соответствующий временной отрезок 2023 года (554 тыс. упаковок). Со времени старта отметки фармацевтических средств было просканировано свыше 11,6 млн препаратов.
с помощью сканированию Data Matrix кода покупатели могут удостовериться в подлинности продукта и получить всю данные о нем, в том числе сроки годности, место и дату производства, среднюю стоимость в городе, ознакомиться с аннотацией. В приложении есть функция «поиск фармацевтических средств», позволяющ?? найти хоть какой продукт во всех аптечных пунктах государства. А с помощью функции «будильник фармацевтических средств» пользователь может установить цикличность и дозу приема препаратов и настроить извещения с напоминаниями.
*Опрос проводился с 1 апреля по 3 мая 2024 года. В нем участвовали 123 фармспециалиста.