Загрязнение окружающей среды, стресс, в которых живет сейчас современный человек, — принципиальные предпосылки высочайшей смертности и сокращения ожидаемой длительности жизни жителей. Непрерывное действие этих причин запускает развитие самых различных приобретенных неинфекционных болезней — от кардиоваскулярных и респираторных до нейроиммунных и эндокринных. О механизмах действия окружающей среды, стресса и стиля жизни на здоровье и общее благополучие человека сообщил заведующий кафедрой нервных заболеваний ИПО Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, д.м.н. Алексей Данилов.
Чтоб быть здоровым, человеку нужно соблюдать несколько обычных правил — дышать свежайшим воздухом, питаться равновесно и многообразно, пить чистую воду, больше двигаться, высыпаться и получать положительные эмоции и удовлетворенность от общественного сотрудничества, выделил Алексей Данилов. «Но в современной городской среде, в особенности в крупных городах, этого достигнуть довольно сложно, — сообщил он. – Например, по данным, размещенным в журнале The Lancet Комиссией по загрязнению окружающей среды и здоровью, предпосылкой порядка 9 млн ранних смертей — а это шестнадцать процентов от всех смертей по всему миру и втрое больше смертей, чем от СПИД, туберкулеза и малярии, взятых вместе, в год — стали болезни, которые были вызваны загрязнением окружающей среды».
Вместе с тем согласно мнению доктора, риск развития целого ряда приобретенных неинфекционных болезней увеличивает не только грязный воздух, да и, к примеру, городской шум. «Высочайший уровень шума в городской среде является одним из принципиальных агрессивных раздражителей центральной нервной системы», — подчеркнул Алексей Данилов. Например, увеличение громкости звука даже на 10 дБ значимо наращивает возможность формирования сердечно-сосудистых болезней. А по данным анализа Американского центра по контролю и профилактике болезней, шум может содействовать развитию приобретенного стресса, вызывать бессонницу и завышенную стрессовость.
В общем городская среда увеличивает риск развития тревожных расстройств на двадцать процентов, депрессии — на сорок процентов, шизофрении — на пятьдесят процентов, сказал Алексей Данилов. «Мозг чрезвычайно чувствителен к стрессу, — сообщил он. — Высвобождающийся в процессе реакции организма на стресс кортизол оказывает влияние на когнитивные функции и психическое здоровье и может вызвать разные биохимические и структурные перемены в мозге».
Приобретенная активация либо нефункциональность оси гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы также наращивает нагрузку на системы физиологического ответа на стресс, вызывая аллостатическую нагрузку1, которая приводит к формированию и развитию целого ряда приобретенных неинфекционных болезней.
«Большая часть болезней — если не все — являются той либо другой адаптивной реакцией организма на стресс, — сообщил доктор. — Неизменная надобность человека снижать уровень волнения нередко приводит к гиперфагической реакции организма на стресс – либо, другими словами, к психогенному перееданию, проявляемое резким усилением аппетита и неконтролируемым потреблением еды — почаще всего жирной либо сладостной». Частично это соединено с тем, что процесс жевания оказывает успокаивающее действие и может вызвать надлежащие перемены в активности вегетативной и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем. Анализа продемонстрировали, что, к примеру, внедрение жевательной резинки во время стресса содействует понижению уровня кортизола в плазме и слюне, что, со своей стороны, уменьшает уровень психологического напряжения.
Схожее понижение уровня стресса случается и при табакокурении. Эта вредная привычка, со своей стороны, очень распространена и часто сопровождается тяжелым синдромом абстиненции, мешающ?? почти всем людям кинуть курить. «Средние характеристики по годовому воздержанию от сигарет находятся в спектре от 20 до сорок процентов и зависят от использования фармакологической и психотерапевтической поддержки в отказе от курения, общественного статуса исследуемой группы и ряда остальных причин, — сообщил Алексей Данилов. — Две третьих пациентов ворачиваются к курению сигарет уже через 12 месяцев после острого инфаркта миокарда и свыше чем 50% всех курящих, направленных в больницу по причине ишемической заболевания сердца, продолжают курить через 6—18 месяцев после выписки».
Принципиально осознавать, что курение – это весомый, непростой исторически сложившийся био-, психо-, социокультурный парадокс, с которым сейчас приходится работать современному здравоохранению. «Золотой эталон» — полный отказ от вредной привычки, но в вариантах, когда достигнуть полного отказа от курения не получается, имеет смысл рассмотреть вариант изменения риска методом перехода на бездымные электронные никотинсодержащие товары, считает невролог. «Подобные изделия не являются полностью безобидными, но представляют собой разумный взаимовыгодное решение для понижения неимоверного ущерба здоровью, который связан с курением обыденных сигарет, — сообщил он. — Межгосударственные организации, подобные как Американская кардиологическая ассоциация и Американский институт кардиологии, в собственных освеженных клинических наставлениях изучают этот временный переход как один из путей для следующего полного окончания курения».
Не считая отказа от табакокурения для благополучия современного человека умеют большое значение здоровый сон, прагматичное питание и постоянная физическая активность, подытожил Алексей Данилов. Например, согласно данным научных работников, сидение в течение 8—9 часов в день наносит этот же ущерб организму, как и курение табака. «В общем конкретно стиль жизни оказывает более важное воздействие на длительность и состояние жизни человека, — отметил он. – Потому обучение техникам управления стрессом и приобщение к культуре здоровья является более важной и наиважнейшей общей задачей страны и мед общества».
1. Аллостатическая перегрузка — комплексное воздействие приобретенного стресса на психическое и физическое здоровье человека, также вызванное актуальными событиями и стрессорами окружающей среды.