Современные методы лечения направлены на устранение нескольких важных факторов, таких как недостаточное питание, недостаточная физическая активность и вредные привычки, которые являются основными причинами сердечно-сосудистого старения и развития различных хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ).Выявлены поведенческие факторы риска. Взаимодействие этих факторов формирует заболевание или психопатологическое состояние, по поводу которого пациенты обращаются за медицинской помощью. Доцент кафедры внутренних профессиональных болезней и ревматологии Первого МГМУ рассказала о важности комплексного подхода к лечению, учитывающего физическое и психическое состояние пациента они. Сеченов Владимир Бекетов.
«Как показывает медицинская практика, многие заболевания тесно связаны. «В качестве примера возьмем сахарный диабет 2 типа (СД2), – говорит Владимир Бекетов. «Риск развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) у людей с этим заболеванием составляет 79%, а впоследствии у 21% людей с диабетом действительно развиваются сердечно-сосудистые заболевания. Хроническая болезнь почек (ХБП) часто встречается у пациентов с СД2. Однако у 30-50% больных СД2 наблюдается риск развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) всех случаев терминальной стадии болезни почек (ТПН) приходится на людей, страдающих диабетом». Кроме того, как отметил Владимир Бекетов, более 50% людей с диабетом страдают ожирением и имеют значительно повышенный риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.
«К сожалению, в нашей больнице некоторые пациенты с хроническими неинфекционными заболеваниями обращаются к психотерапевту, психиатру, клиническому психологу или получают психотерапию или психофармакотерапию. Мы знаем, что мало кто обращался», — сказал Владимир Бекетов. «Однако лечение хронических НИЗ требует комплексного подхода, учитывающего психическое состояние пациента. При этом у некоторых пациентов могут развиваться суицидальные наклонности и никотиновая зависимость, что делает ситуацию чрезвычайной. По мнению Владимира Бекетова, эти риски необходимо своевременно выявлять и предотвращены, и в этом вопросе важно сотрудничество психологов и терапевтов.
Эксперты привели примеры из клинической практики. Преподавателю 51 год. У нее диагностировали ХОБЛ, ожирение, неалкогольную жировую болезнь печени, гипертонию, тревожно-депрессивный синдром, подозрение на диабет и умеренную никотиновую зависимость. «Все это в совокупности существенно увеличивает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и других осложнений», — резюмировал пульмонолог. Как отметил Владимир Бекетов, впоследствии пациентка была госпитализирована в психосоматический стационар*, где была оказана многопрофильная помощь, включая лечение тревожно-депрессивного синдрома.
«Несмотря на диагноз ХОБЛ, основной причиной которого является курение, пациент был убежден, что не курит. Оказывается, я не думал», — рассказал Владимир Бекетов. — Однако, согласно исследованию, опубликованному в European Heart Journal в 2018 году, типичное время курения сигарет составляет 5–7 минут, 8–12 затяжек, а за одну затяжку выкуривается от 40 до 75 мл от 20 до 80 минут. Время курения составляет от 20 до 200 затяжек, а объем дыма на одну затяжку — от 150 мл до 1 литра. Поэтому количество дыма, вдыхаемого при курении кальяна, как минимум в 10 раз больше, чем при курении обычной сигареты».
Владимир Бекетов тогда отметил, что пациентка получала не только стандартное для данных диагнозов лечение, но также психотерапию и психофармакотерапию. «Мы нашли ей ингалятор и улучшили снабжение ее кислородом. Больная стала легче дышать, лучше переносила физические нагрузки, начала худеть, что также помогло ей справиться с психологическими проблемами. Это помогло, — пояснил он. — Тогда была назначена психофармакотерапия, которая улучшилось его эмоциональное и неврологическое состояние, снизилась частота компульсивного переедания и курения., психофармакотерапия является хорошим способом воздействия на различные поведенческие факторы риска».
«Золотым стандартом» и одним из главных правил клинических рекомендаций является полный отказ от курения. Эксперты утверждают, что курение является не только вредной привычкой, но и основным поведенческим фактором риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Однако не все пациенты способны бросить курить в это время. Эксперты советуют людям, зависимым от никотина, рассмотреть альтернативы для снижения риска для здоровья. «Исследования, в том числе российские, показывают, что аэрозоль бездымных табачных изделий содержит значительно меньше вредных веществ, чем дым традиционных сигарет», — сказал Владимир Бекетов.
«Курение — самый агрессивный фактор риска, ему подвержены 33% россиян. По данным ВЦИОМ, именно такая доля наших соотечественников курит. Я против курения. Тем не менее, я считаю, что если пациенты не готовы отказываться от вредных привычек, им следует перейти на риск-модифицированную продукцию вместо того, чтобы продолжать курить сигареты, которые являются наиболее вредным продуктом, — говорит Владимир.Г-н Бекетов подчеркнул: — Необходимо применять риск-ориентированную стратегию регулирования в медицинской сфере, в том числе в борьбе с никотиновой зависимостью.Необходимо повысить осведомленность пациентов о возможностях снижения рисков для здоровья».
Врачи пришли к выводу, что при работе с больными хроническими неинфекционными заболеваниями важно уделять пристальное внимание диагностике и коррекции психического статуса пациента и при необходимости назначению психотерапии и психофармакотерапии. «Все пациенты должны получать поддержку и поддержку для прекращения дезадаптивного и компульсивного поведения», — подчеркнул Владимир Бекетов. «Это поможет еще больше снизить риск развития различных осложнений и улучшить продолжительность и качество жизни пациента».
*Психосоматическая медицина ориентирована на пациентов с другими острыми заболеваниями или травмами, такими как пневмония, гипертонический криз, острый инфаркт миокарда и сложные переломы, а также с психическими заболеваниями