Дженериковые компании продолжают борьбу против патента AstraZeneca на дапаглифлозин («Форсига»). В июне 2024 года Верховный суд удостоверил действие патента. В конце лета и сентябре 2024 года контрольные жалобы в президиум Верховного суда подали KRKA, «Активный элемент» и «Акрихин».
KRKA, «Активный элемент» и «Акрихин» (представляет в Российской Федерации Polpharma) в августе и сентябре 2024 года подали контрольные жалобы в президиум Верховного суда из-за патента на продукт для исцеления сладкого диабета 2-го типа дапаглифлозин («Форсига»). AstraZeneca обладает патентом № 2337916, где патентована группа из 8-ми хим соединений, которая включает дапаглифлозин, также патентом № 2746132, где патентовано одно хим соединение — дапаглифлозин. Несколько организации из России пробовали опротестовать 2-ой патент.
KRKA получилось дойти до Верховного суда. Компания подала возражение в Роспатент, оно не было удовлетворено. Потом был заявление в Суд по умственным правам (№ СИП-570/2022). Первую инстанцию производитель проиграл, а кассацию выиграл. Президиум СИП постановил отменить решение первой инстанции и заставить Роспатент вторично рассмотреть возражение.
Ни AstraZeneca, ни Роспатент не согласились с таким решением кассационной инстанции и подали жалобы в Верховный суд. И в июне 2024 года суд вынес решение отменить постановление президиума Суда по умственным правам от 06.10.2023 по делу № СИП-570/2022.
KRKA подала контрольную обращение в Президиум Верховного суда. В ней заявляется, что предельный срок патента и удостоверенного им необыкновенного права на вещество дапаглифлозин истек в 2023 году, после этого вещество «в силу прямого властного распоряжения закона (ст.1364 ГК Россия) перебежало в публичное богатство».
«Второй патент на вещество дапаглифлозин был выдан и увеличен на 5 лет Роспатентом, что привело к изъятию вещества дапаглифлозин из публичного достояния, что законом не предвидено. Опротестуемое определение прямо нарушает принцип правовой определенности, являющийся базовым принципом права, которые обеспечивают общественный интерес», — сообщается в жалобе.
Подобные резоны приводятся в жалобах «Активного элемента» и «Акрихина».
В пресс-центре российского консульства AstraZeneca откоментировали: «Верховный суд Россия удостоверил законность патента AstraZeneca на продукт дапаглифлозин (выпускается под торговым наименованием «Форсига»), действующ?? до мая 2028 года. AstraZeneca считает честным это решение головного судебного органа государства и считает, что любые возражения KRKA против него не обусловлены. Вопрос защиты умственной принадлежности принципиален для AstraZeneca, мы будем отстаивать свои интересы всеми легитимными методами, также и в судебных органах. AstraZeneca считает честным это решение головного судебного органа государства и считает, что любые возражения KRKA против него не обусловлены. Вопрос защиты умственной принадлежности принципиален для AstraZeneca, мы будем отстаивать свои интересы всеми легитимными методами, также и в судебных органах».
«ФВ» выяснил, что в Российской Федерации AstraZeneca зарегистрировала очередной продукт с МНН дапаглифлозин под торговым наименованием «Дапаглифлозин АстраЗенека». В компании сообщили, что это дозволит дать гарантию российским клиентам с сахарным диабетом непрерывность терапии на обычном для них препарате.
Как писал «ФВ», возражения против патента на «Форсигу» подавались в нескольких государствах. В США организация из Индии Zydus Cadila оспаривала выдачу главного патента на дапаглифлозин, но проиграла суд. В Индии также было два патента. Один описывал несколько соединений, его срок истек в 2020 году. 2-ой патент исходил в 2023 году, и он касался 1-го соединения. Данный суд выиграли дженериковые компании. Суд посчитал, что второму патенту не хватило новизны по соотношению с тем, что уже было указано в больше ранешном патенте.
А также, патент AstraZeneca не устоял в Южной Корее. В этом государстве также был патент на группу соединений, который истек в апреле 2023 года, и патент на некоторое соединение со сроком истечения в январе 2024 года. Суд также согласился с тем, что у второго патента нет подабающего уровня новизны.
Продукт «Форсига» попал в перечень 10 более дорогих рецептурных препаратов, которые покрываются гос страховой программой Medicare в США. В конце лета 2024 года пресс-центр Белого дома сказала, что цены будут снижены с 1 января 2026 года. Цена «Форсиги» снизится на шестьдесят восемь процентов.