В России ССЗ остаются ведущей предпосылкой смертности жителей в протяжении почти всех десятков лет. По данным 2018 года, практически половина всех смертей в государстве (46,8 %; у мужчин — 44,0%, у дам — 49,5 %) произошла из-за ССЗ, это больше 850 тыс. смертей, при этом выше восьмидесяти процентов из них были соединены с ишемической заболеванием сердца (ИБС) и цереброваскулярными болезнями. Развитие ССЗ тесновато соединено с факторами окружающей среды (включая климат и урбанизацию) с чертами стиля жизни и факторами риска (ФР), которые способны ускорять развитие и развитие атеросклероза — главной предпосылки досрочной смертности жителей.
Про то, к чему может привести больной стиль жизни и низкая верность советам доктора, сообщил заместитель руководителя Санкт-Питерского отделения Государственного общества по исследованию атеросклероза, д.м.н. Александр Филиппов.
Причины риска «не болят»
Клиническая практика говорит, что даже при ранешней диагностике и вовремя назначенном лечении пациенты часто не следуют фармацевтической терапии, не соблюдают советы по корректировки причин риска и ворачиваются к докторам только тогда, когда сердечно-сосудистые трагедии уже случились, а перечень диагнозов значительно расширился, сказал кардиолог.
Специалист назвал общей неувязкой то, что пациенты достаточно изредка обращаются за медпомощью. Маленькое увеличение кровяного давление, в границах 140—150 мм рт. ст., которое может сопровождаться личными признаками болей в голове, легким головокружением, мельканием «мошек» перед очами и т.п., в сорок процентов случаев протекает без симптомов. Нарушения липидного (холестерин) и углеводного (глюкоза) обмена долгое время клинически себя не проявляют. Курение сигарет почти всеми изучается как вредная привычка, и пациент, обычно, не нацелен в потенциальные опасности, которые он приобретает, в особенности в подобном положении, когда имеет место сочетание нескольких ФР. Другими словами, причины риска «не болят».
Пример из практики
Доктор-кардиолог привел пример из своей практики: обследовался курящий пациент среднего возраста с низкой артериальной гипертензией. Сначало общее состояние пациента не внушало суровых опасений, сообщил Филиппов. Но в процессе обследования, кроме артериальной гипертонии, были установлены доп причины риска: умеренное увеличение уровня глюкозы натощак (6,2-6,4 ммоль/л), нарушения липидного обмена (увеличение уровня липопротеидов низкой плотности и триглицеридов) и абдоминальное ожирение (индекс массы тела 30 кг/м2).
Пациент был подвергнут углубленному кардиологическому обследованию, по итогам которого у него были установлены асимптомные атеросклеротические изменения больших сосудов — сонных артерий и сосудов сердца, которые не должны встречаться в данном возрасте. «В научной литературе подобное сочетание причин риска носит заглавие «метаболический синдром» либо «смертельный квартет», традиционное его описание было представлено в 1989 г D.Kaplan», — сообщил кардиолог.
В среднем возрасте приемущественно у мужчин дебют сердечно-сосудистых болезней, обычно, манифестирует наточенными ситуациями — инфарктом либо инфарктом. Данная изюминка обоснована тем, что по достижении 40—пятьдесят пять лет пациент еще не имеет тяжелых атеросклеротических поражений, характеризующихся весомым стенозом одной либо нескольких артерий, приводящих к значительному понижению качества жизни. Главной предпосылкой сердечно-сосудистых катастроф в данном возрасте является завышенная ранимость «юный» атеросклеротической бляшки с развитием атеротромбоза. В итоге, по достижении 44-летнего возраста отмеченный пациент уже имел как определенный набор ФР (курение, гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия), так и потенциальную мишень для их реализации (субклинический склероз сосудов шейки и сердца). Все это дозволяло отнести его к категории высочайшего риска развития сердечно-сосудистых затруднений, отметил Филиппов.
Распространенность сосудистых ФР в России остается весьма большой. Частота выявления гиперхолестеринемии в числе мужчин и дам от 35 до 74 лет составляет примерно 60%, гипертриглицеридемии — тридцать два процента, артериальной гипертензии — 42—сорок девять процентов. Около двадцати процентов взрослого жителей имеет предиабет (уровень глюкозы натощак от 6,0 до 6,9 ммоль/л). Главный планом профилактики сердечно-сосудистых катастроф в такой ситуации является контроль отмеченных преобразуемых ФР. Достижение мотивированного уровня АД, липидов, глюкозы и веса, корректировка поведенческих расстройств (статус курения) в состоянии понизить бессрочный риск инфаркта, инфаркта и неожиданной сердечно-сосудистой погибели на пятьдесят процентов.
«В нашем случае пациенту были даны советы по изменению стиля жизни, базовой терапии и следующему мониторингу продуктивности исцеления, которые не были выполнены в полноценном размере. Он на год исчезает из поля зрения и возникает в 2021 г. с перенесенным инфарктом миокарда, — резюмирует Филиппов. — В итоге, возможности для исцеления болезни на начальном этапе были упущены. Только опасное для жизни коронарное событие побудило пациента стать приверженным назначенной медикаментозной терапии и советам по понижению избыточного веса и избавлению от пагубных пристрастий».
Модификация стиля жизни
Описанный случай не уникален. Модификация стиля жизни хворого и выполнение назначенной терапии имеют принципиальное, а почти всегда важнейшая роль для регресса атеросклероза, объяснил доктор.
Для сохранения сердечно-сосудистого здоровья он посоветовал полный отказ от алкогольных напитков и табакокурения, прагматичное равновесное питание, достаточная физическая активность и достаточный по длительности и качеству сон, также контроль таковых характеристик, как кровяное давление, индекс массы тела, уровень глюкозы и липидов в крови.
Самым агрессивным из всех поведенческих причин риска развития кардиоваскулярных болезней и главной предотвращаемой предпосылкой смертности по всему миру является курение табака. Например, риск развития болезней, которые связаны с атеросклерозом, может возрастать восьмикратно, если человек выкуривает больше пачки сигарет в день, — сообщил Филиппов.
Он напомнил о значимости полного отказа от курения. Промежным вариантом, как считают кардиолога, является никотинзаместительная терапия и внедрение других источников доставки никотина, к примеру электронные системы нагревания табака. «Идет речь о частичной изменения этого ФР, связанной с отсутствием во вдыхаемом паре товаров сгорания табака, — отметил он. — Данные исследований последних лет говорят, что этот подход, несмотря на то, что допускает опасности всецело, но может снижать их».
Сознательный подход к своему здоровью в купе с высочайшей верностью назначенному исцелению может сыграть решающую роль в увеличении качества и длительности жизни кардиологических пациентов, — подытожил Филиппов.