Содержание:
Модели централизованного фармацевтического обеспечения обговорили члены Ассоциации муниципальных сетей аптек (АГАС) на мероприятии «Организация солидарных контрактных закупок», которая прошла 17 апреля в Екатеринбурге. Хорошей схемой его участники посчитали передачу фармациям функции единственного поставщика в регионах.
Как работают единственные продавцы
Централизованное управление фармацевтическим обеспечением субъекта строится на базе гос сети аптек.
Глава АГАС, гендиректор «Нижегородской областной фармации» («НОФ») Павел Ястребов сказал, что работа единственного поставщика включает обеспечение продуктами целебного процесса, льготных категорий людей, по программам «14 ВЗН», вакцинопрофилактики.
«В общегосударственной повестке верно обозначен смысл этой работы: это не попросту сэкономленные средства для казны, каждый вложенный рубль должен приносить итог для определенного пациента, — сообщил Ястребов. — Приведу пример: в Санкт-Петербурге прошли торги, куплены препараты на 280 млн руб., сроки годности которых вышли на складе, так как необходимость была определена некорректно. После чего пришлось снова приобретать эти же препараты — так же «отлично», по 44-ФЗ».
Единственные продавцы должны выводить экономию средств на новый уровень. «Сравниваем отделение неврологии одной районной поликлиники с иным: какие препараты они используют, как отлично, а далее минздравы могут узреть отложенные показатели для каждого определенного пациента», — подчеркнул глава АГАС.
Законодательной статус
Нормативная база для работы единственного поставщика уже работает либо запланировано к принятию в нескольких регионах: Якутия, Республика Удмуртия, Тверская, Брянская, Свердловская, Архангельская, Нижегородская области, Ставропольский край, Республика Северная Осетия. Про это поведала управляющий партнер фирме по оказанию юридических услуг «Зарцын и партнеры» Людмила Харитонова.
Она думает, что нужно сформировать единый подход к разработке нормативной базы в регионах. На данный момент единственные продавцы субъектов трудятся в различных законодательных статусах. Например, часть из них располагается в руководстве местных минздравов, остальные же работают под началом ведомств имущественных отношений.
Больше госсетей готовы взять на себя роль единственного поставщика препаратов в регионах. Руководитель «Фармации» Свердловской области Андрей Герстнер сообщил, что сеть с 2021 года подключена к проведению солидарных закупок. «Из года в год вырастает количество заказчиков, консолидируются объемы и деньги. Но солидарные закупки — это половинчатая мера. Мы должны далее двигаться в рамках централизации торгов», — думает он.
Законодательная база
Главное изменение в работе единственных поставщиков с 1 июля 2024 года — переход на закупки по Закону № 44-ФЗ. Ранее момента фармации употребляли нормативную базу Закона № 223-ФЗ.
«НОФ» уже отрабатывает закупки в новом режиме. «Мы не боимся 44-ФЗ, будем приобретать по нему. Однако нас тревожит, в какие сроки будут платить медицинские организации, так как они на физическом уровне не успевают получить средства за 7 дней из системы ОМС. И 2-ой принципиальный момент: Закон № 44-ФЗ не даёт участникам системы закупок реализовать избытки препаратов», — сообщил Ястребов.
До настоящего времени «НОФ» удавалось всецело избегать появления в системе просроченных препаратов. Единственный поставщик сразу ввязывал препараты с истекающим сроком годности в продажу.
«Для того чтоб обеспечить данный оборот, мы держим остатки на складе в размере 3 миллиардов руб. Мы ими оперируем, меняя, продавая, перемещая их по заказчикам так, как считаем нужным», — рассказал Ястребов.
Вообщем, не все единственные продавцы готовы всецело перейти на работу по 44-ФЗ.
Например, «Фармация» Архангельской области подписала договоры с Министерством здравоохранения и медицинскими организациями до конца 2024 года, сказала «ФВ» генеральный директор компании Екатерина Сташкевич. «Так мы незначительно перекрываем срок вступления в силу нормы о переходе на Закон № 44-ФЗ. с помощью преждевременному планированию у нас есть время приготовиться к данному переходу».
Что необходимо для экономии казны
Ястребов попросил коллег направить внимание на ассортиментное планирование. Принципиальный показатель — число SKU в справочнике компании. «Если этой матрицей не управлять, то никакого финансового результата не будет. Владение каждой складской единицей учета — это средства, — сообщил он. — Когда я 6 годов назад возглавил «Нижегородскую областную фармацию», в её справочнике было 136 тыс. SKU, в то время как государственный дилер «Катрен» на центральном московском складе держал 20 тыс. единиц. Царский институт Швеции, занимающийся управлением структурой медицинского обеспечения всего государства, оперирует 12 тыс. SKU — им довольно этого, чтоб вести целебный процесс и развивать исследования».
Эту матрицу необходимо отрабатывать с медицинскими организациями, главными внештатными спецами Министерства здравоохранения, подчеркнул специалист. «Если матрицы не будет — экономии вы не добьетесь, какие бы закупки по каким бы законам вы ни проводили», — подытожил он.