RNC Pharma представила аналитику поступления в обращение на рынок Российской Федерации зарубежных препаратов в первой половине 2024 года. Ассортимент локализованной в Российской Федерации продукции за данное время увеличился на 398 SKU (свыше 8,8 тыс. позиций), а количество товарных позиций заграничных поставщиков при всем этом снизилось на 33 позиции и составило 3,9 тыс.
В первом полугодии 2024 года на фармрынок поступило свыше 2,9 миллиардов упаковок фармацевтических препаратов, сказали специалисты RNC Pharma. Это на четыре процента выше, чем за соответствующий временной отрезок 2023 года, когда рынок получил приблизительно 2,8 миллиардов упаковок. С января по июнь 2024 года в оборот было выведено примерно 12,7 тыс. SKU (stock keeping unit —идентификатор товарной позиции) фармацевтических средств. Относительно I—II районов прошедшего года это количество подросло на 356 позиций (рис. 1).
Специалисты также отмечают увеличение числа марок и МНН: в первом полугодии 2024 года на рынок отгружалось 4,2 тыс. различных ТМ (на 93 выше, чем за соответствующий временной отрезок 2023 года). Поступление на рынок некоторых марок со временем изменяется, потому препараты, не поступавшие на рынок сначала 2023 года, могут отгружаться во 2-м полугодии.
Но есть примеры фармацевтических средств, которые возникли на рынке Российской Федерации сначала этого года в первый раз. К таким продуктам относится гипогликемическое средство «Вилдарил» от организации «Брайт Вэй Групп». «Вилдарил» — это очередной дешевый аналог продукта «Галвус» (МНН вилдаглиптин) от компании «Новартис». В обращение «Вилдарил» вышел в апреле 2024 года, до этого были доступны еще несколько подобий «Галвуса». По результатам первых 6 месяцев на рынке обращалось уже 15 брендов разных компаний с МНН вилдаглиптин, в том числе «Галвус». Еще за анализируемый период на рынке возник новый дешевый аналог продукта «Янувия» («МСД») под торговым наименованием «Ситагликс» (МНН ситаглиптин) от «Изварино». Всего в первом полугодии 2024 года на рынке насчитывалось 7 подобий «Янувии».
Полное количество МНН за год на рынке Российской Федерации подросло на 44 позиции: всего в I—II районах рынок получал свыше 1,9 тыс. наименований. В числе новых работающих веществ, которые в первый раз возникли на рынке, специалисты выделяют миорелаксант центрального деяния «Стезиум» (МНН эперизон) от отечественной организации «Валента». «Валента» получила регистрационное удостоверение на продукт в июне 2023 года, а в феврале 2024 года начались отгрузки на рынок. Очередной пример МНН, которое ранее не обращалось на российском рынке — лоноктоког альфа (продукт «Афстила») организации из Германии «СиЭсЭл Беринг». «Афстилу» используют в качестве гемостатического средства для терапии гемофилии А. Продукт был зарегистрирован в Российской Федерации еще в 2021 году, но поступил на рынок только в апреле этого года.
Кроме того, на рынке в первом полугодии 2024 года были зафиксированы поставки некоторых фармацевтических средств, которые до этого приостанавливались. Один из таковых примеров — иммунодепрессант «Кинерет» (МНН анакинра) от «Сведиш Орфан Биовитрум», применяющийся для терапии ревматоидного артрита и SARS-CoV-2. В 2023 году продукт в обращение не поступал, но в мае 2024 года рынок Российской Федерации получил порядка 3,3 тыс. упаковок. Очередной такой же пример — «Артлегия» (МНН олокизумаб) организации «Р-Фарм» со похожим диапазоном показаний. «Артлегия» получила РУ в 2020 году и до 2022 года включительно присутствовала на рынке, в ходе выступления одним из главных препаратов, которые задействовались в процессе сильной эпидемии коронавирусной инфекции. После перерыва в 2023 году продукт поступил в обращение в феврале 2024 года в размере 20,7 тыс. упаковок.
Рис. 1. Общий ассортимент препаратов, выводимых в обращение на лекарственный рынок Рф, шт.
По данным специалистов, развитие ассортимента фармацевтических препаратов на фармрынке за прошедшие пару лет происходило в главном благодаря российским компаниям. Число товарных позиций организации из России больше чем вдвое превосходит количество SKU зарубежных поставщиков. Схожая тенденция — следствие импортозамещающих действий и локализационной активности зарубежных компаний, расширяющ?? ассортимент продукции, которая выпускается в нашему государству, также действий очистки ранцев заграничных фармацевтических организаций, отказывающихся в ряде всевозможных случаев от поставок на рынок Российской Федерации некоторых наименований. Ассортимент локализованной в Российской Федерации продукции за шесть месяцев увеличился на 398 SKU — в данное время насчитывалось свыше 8,8 тыс. позиций. Количество товарных позиций заграничных поставщиков при всем этом снизилось на 33 позиции и составило 3,9 тыс.
При всем этом натуральные объемы поставок российских препаратов в I—II районах 2024 года вырастают наименее высочайшими темпами. Относительно I—II районов 2023 года локализованные в Российской Федерации компании нарастили объемы выпуска препаратов на три процента (до 2 миллиардов упаковок), тогда как реализация заграничной продукции возросла на 6,5 % в натуральном выражении и составила 893 млн упак.
Рис. 2. Изменение ассортимента российских*/зарубежных компаний на фармрынке Рф, SKU, шт.