РНК Фарма сообщила, что колебание рубля продаж ветеринарных препаратов в 2023 году достигло рекордного уровня — 22,5%. Общий объем продаж составил 35,4 млрд рублей. По итогам года общая доля поставщиков ветеринарных препаратов в США снизилась на 6%.
По итогам 2023 года общий объем продаж ветеринарных препаратов на российском розничном рынке составил 35,4 млрд рублей. (по розничной цене, включая налог с продаж). При этом развитие рубля к показателю 2022 года достигло рекордного уровня в 22,5%. Об этом сообщила аналитическая компания RNC Pharma.
В прошлом году потребители приобрели в общей сложности 235 миллионов единиц минимальной дозы (MDU) ветеринарных препаратов. Эта тенденция также была высокой: зафиксирован рост на 13%. Однако, учитывая разницу курса рубля с естественными колебаниями, важную роль в росте потребительских расходов сыграли инфляционные факторы. Также важно отметить активное развитие каналов онлайн-рынка. Продажи на маркетплейсе выросли в 2,2 раза (MED), а офлайн-тренды не превысили 5%.
Важные изменения произошли в отношении рынка ветеринарии и структурных показателей. В частности, быстро менялось соотношение импортных и отечественных компаний на рынке. Российский производитель обеспечил рост продаж на 30,8% и во многом определил общую тенденцию рынка.
Естественный объем также является заметным позитивом, но здесь он отстает от среднего по рынку (+11,7%). Аналитики говорят, что это результат целенаправленной политики. Производители переключили свои усилия по продвижению на новые лекарства с ценами выше среднего, что часто приводило к снижению продаж лекарств предыдущего поколения. Благодаря лидирующим силовым отношениям российских компаний рублевая доля отечественных компаний значительно выросла, достигнув 43,1% по итогам 2023 года, что на 2,7% больше, чем в 2022 году. Естественный индекс был скорректирован в сторону понижения, но незначительно: -0,7%. Суммарная доля продукции российского производства в наименьших единицах на данный момент составляет 59,5%.
Американские производители зафиксировали самые большие потери в 2023 году. За год рублевая доля компании на розничном рынке ветеринарных препаратов снизилась на 6,3% и сейчас составляет 31,2%. Более того, снижение могло бы быть еще более выраженным, если бы некоторые лекарства не попали на российский рынок посредством параллельного импорта. В сторону понижения также пересмотрены процентные доли представителей Франции (-0,9%) и Германии (-0,6%).
Однако не все иностранцы почувствовали себя плохо. Например, доля чешских поставщиков в течение года показала даже более выраженное движение, чем российские компании: суммарная доля здесь прибавила 2,9% к показателю 2022 года и достигла 4,4% в конце 2023 года. Также был отмечен представитель Словении, где общая доля выросла на 1,8% и достигла уровня 7%.
Среди отечественных компаний, входящих в топ-20, наибольший рост по стоимости по сравнению с 2022 годом продемонстрировал «Фаворит» (рост на 54% в рублевом выражении), причем в основном это произошло за счет отпугивающего шампуня для собак и кошек Good Dog. & Кот. Второй результат у «Биогарда» (+51%), в том числе благодаря репеллентам «Мисс Поцелуй» и «Мистер Бруно». Сопоставимыми темпами (%) наращивали продажи «Агробиопром» (+49%) и «Экопром» (+41%).
Среди зарубежных производителей ветеринарных препаратов аналитики в первую очередь сосредоточены на долгосрочных сменах руководства. MSD на данный момент остается на третьем месте после прекращения официальных поставок многих продуктов в Россию, а Zoetis в 2018 году заняла первое место. Конец 2023 года. Наибольшую динамику в топ-20 показали «Биовета» и «Лаборатории Каризу». Обе компании показали практически одинаковый уровень роста продаж в 2023 году — в 4,6 раза в рублевом эквиваленте. Чешские компании активно продвигали вакцины, в том числе сокращая производство препаратов MSD, а испанские поставщики увеличивали продажи своего оригинального препарата «Улистоп» от недержания мочи у собак».
Структура розничного рынка ветеринарных препаратов России по странам происхождения в 2022-2023 гг.