Аналитическая компания RNC Pharma сообщила, что продажи глюкометров и тест-полосок вырастут в 2023 году. Всего было продано более 658 миллионов единиц. Самые дорогие глюкометры закупаются на Северном Кавказе, а тест-полоски — на Дальнем Востоке.
В 2023 году на российском розничном рынке было реализовано 1,38 млн глюкометров и 657,3 млн тест-полосок. Это на 0,3% и 3,5% меньше, чем было продано в 2022 году соответственно. Это негативное движение связано со спросом в последнюю минуту после начала санкционных ограничений в 2022 году, что привело к завышению базы за период сравнения. Общая сумма денежных средств составила 1,45 миллиарда рублей глюкометр и примерно 10,3 млрд руб. (по розничной цене с НДС). Для тест-полосок. Аналитическая компания RNC Pharma сообщила, что движение рубля по товарным категориям разнонаправлено. Глюкометры за год существенно подорожали, в результате чего общий объем рублевых продаж увеличился за год на 11,6%. Темп роста тест-полосок оказался в отрицательной зоне, на уровне -0,3% по сравнению с показателем 2022 года.
Как и в случае с другими категориями медицинских изделий, здесь тоже в конце прошлого года на онлайн-каналах были зафиксированы огромные показатели динамики. По сравнению с 2022 годом рублевой объем продаж глюкометров увеличился в 2,8 раза, тест-полосок – в 2,2 раза. При этом в 2023 году продажи в обеих категориях офлайн-каналов одновременно снизились менее чем на 6%.
доля устройств e-com за год выросла почти в 2,5 раза, а в 2023 году 24,3% всех глюкометров было продано в стоимостном выражении. В то же время, что касается тест-полосок, то потребители пока пользуются услугами рынка лишь в 9,4% случаев, предпочитая ходить в аптеки за расходными материалами, но к 2022 году этот показатель увеличится. В 2,2 раза по сравнению с прошлым годом.
Аналитики отмечают, что существуют также существенные различия в региональных продажах офлайн-каналов, относящиеся к анализируемым ассортиментам, которые связаны как с ассортиментом, так и с динамическими характеристиками. Что касается продаж глюкометров, то физическое движение по сравнению с показателями 2022 года отрицательное во всех федеральных округах.
Наиболее существенное снижение зафиксировано в Уральском и Центральном федеральных округах (-14% и -13% соответственно). В прошлом году рублевые продажи выросли только в двух регионах: на Дальнем Востоке и на Северном Кавказе. Последний примечателен еще и тем, что имеет самую высокую среднюю цену (около 1,2 тыс руб.). Для устройств.
Объемы продаж физических тест-полосок, как в денежном, так и в натуральном выражении, снизились во всех регионах. Лучшие результаты зафиксированы в Южном и Дальневосточном федеральных округах (-3% и -4% соответственно). Что интересно, в Дальневосточном федеральном округе самая высокая средняя цена за тест-полоску здесь, где потребители платят в среднем около 20 рублей, а самая низкая цена – в Приволжском федеральном округе, где она составляет чуть более 13 рублей один лист. Рублевые объемы продаж также снизились во всех макрорегионах, причем худшие результаты по сравнению с 2022 годом у Северо-Западного и Центрального федеральных округов — -10% и -8% соответственно.
Абсолютным лидером по продажам глюкометров (в том числе онлайн) в 2023 году стала российская «Эльта», но с точки зрения физических показателей российская компания находится лишь на третьем месте. Лидером органических продаж в прошлом году была компания Johnson & Johnson. Кстати, компания показала очень серьезный ход на уровне 45%. Рекордсменом по естественному приросту стала китайская компания Microtech Medical (рост в 10,2 раза). Roche стала лидером по продажам тест-полосок как в стоимостном, так и в натуральном выражении, хотя в 2023 году продажи компании упали на 19%. Российская «Эльта» занимает лишь 4-е место по стоимости, но 2-е по физическому объему. Наибольшую динамику по сравнению с 2022 годом демонстрируют американские лаборатории ACON (+90 в единицах).
Региональный объем продаж глюкометров и тест-полосок по федеральным округам на розничном рынке России по итогам 2023 года