Ревматоидный артрит — самое распространенное ревматическое заболевание. Примерно 1% населения мира страдает этим недугом, причем его распространенность на планете везде примерно одинаковая*. Эти данные привел главный внештатный ревматолог Новосибирской области, д.м.н. Максим Королев.
Заболевание представляет собой классическую модель системного аутоиммунного воспаления, подчеркнул он. Любой орган или система организма могут быть поражены при ревматоидном артрите: суставы, элементы скелета, внутренние органы, сосуды.
По словам ревматолога, продолжительность жизни у пациентов с ревматоидным артритом сокращается на 10—15 лет. При том что пик заболеваемости в среднем приходится на 40 лет. То есть это социально активные граждане, которые в молодом возрасте могут стать инвалидами. Однако ревматоидный артрит не приговор — при должном усилии со стороны пациента и врача продлить жизнь и сделать ее более качественной для пациента вполне возможно.
Принято считать, что зарождение ревматоидного артрита происходит в легочной ткани, добавил Королев. А начинается все с предревматоидной стадии, когда клинических проявлений нет или они нечеткие. Однако патологический процесс уже запущен. Курение, пародонтоз, ожирение, гиповитаминозы, неправильное питание, дислипидемия, гипертония, инсулинорезистентность, низкая физическая активность — все это факторы риска развития болезни, которым уделяется недостаточно внимания.
«К сожалению, только у трети пациентов наступает ремиссия благодаря лечению, поэтому контроль традиционных факторов риска — нездорового образа жизни и курения дает дополнительные победные очки в борьбе с заболеванием, — отметил специалист. — Последние рекомендации по ведению пациентов с ревматоидным артритом Европейской лиги по борьбе с ревматизмом подтверждают это».
В основе большинства сердечно-сосудистых событий при ревматических заболеваниях лежит эндотелиальная дисфункция, привести к которой может множество состояний — это хроническое воспаление, метаболический синдром, синдром обструктивного апноэ сна, дислипидемия, а также алкогольная и табачная зависимости. Не последнюю роль играет и наследственная предрасположенность, в том числе к артериальной гипертензии, атеросклероз-зависимым заболеваниям, сахарному диабету.
Основной вклад в повреждение эндотелия у курильщиков вносят смолы и продукты горения табака. Если собрать все процессы, которые запускаются в организме под воздействием этих продуктов в единую схему, можно комплексно проанализировать роль курения в развитии болезни. Помимо никотина при горении табака в организм человека попадает более 7 тыс. химических элементов. Они негативно влияют на ряд важных процессов в организме: регуляция воспаления, иммунологическая толерантность, деление клеток, состояние сосудистой стенки. Это приводит не только к риску развития самого заболевания, но и формированию опасных осложнений, таких как инфаркты и инсульты, системный остеопороз, поделился Королев. Поэтому отказ от курения должен стать неотъемлемой частью терапии любого ревматического заболевания. Доказано, что риск смерти от сердечно-сосудистых событий как минимум в два раза выше при ревматоидном артрите, чем у людей без него.
При этом врачи осознают, что изменение образа жизни и отказ от вредных привычек — очень сложная задача для пациента. Гораздо проще принять таблетку, сделать уколы и даже перетерпеть внутривенное вливание лекарств, чем изменить привычный уклад жизни, отметил ревматолог. Даже такие шоковые для пациента события, как ишемическая болезнь сердца и острый инфаркт миокарда, не всегда приводят к изменению образа жизни: если в краткосрочной перспективе многие заболевшие и отказываются от курения, чрезмерного потребления алкоголя, жиров и углеводов, а также малоподвижного образа жизни, то в дальнейшем эти негативные факторы возвращаются в их жизнь.
Для таких пациентов целесообразно рассмотреть пошаговую, ступенчатую коррекцию образа жизни. И в отношении курения тоже. Сейчас медицинское сообщество при работе с пациентами, которые не мотивированы на отказ от курения, рассматривает как временную меру переход на электронные системы нагревания табака, использование которых существенно снижает уровни вдыхаемых вредных веществ. Это компромиссное промежуточное решение может положительно влиять на ремиссию заболевания, считает Королев.
Начиная с 2010 года, врачи активно используют стратегию «Лечение до достижения цели» (Treat to Target — Т2Т). В рамках данной стратегии осуществляется контроль над заболеванием с периодичностью один раз в три-шесть месяцев. Но, к сожалению, пациентов с ремиссией ревматоидного артрита пока не становится существенно меньше, поэтому на контроль традиционных факторов риска нужно обращать особенное внимание, заключил врач.
* Клинические рекомендации «Ревматоидный артрит», 2018 (утв. Минздравом России).
Материал партнера: PMI Science