В интернациональной лекарственной науке и практике существует подобное направление, как исламская фармация. В прошедшие десятки лет в силу активных миграционных действий вопросы исламской фармации получили свою актуализацию и за границами исторически мусульманских государств. Проф., докт.фарм.наук, заведующий кафедрой организации фармацевтического обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Роза ЯГУДИНА и канд.фарм.наук, специалист Столичного лекарственного общества Марьяна ДОЛОВА поведали «ФВ», как проводится сертификация халяльной фармпродукции и что нужно знать при фармконсультировании в согласовании с религиозными чертами.
Обычно исламская фармация была основана на использовании фармацевтических травок, снадобий и остальных способов исцеления, уходящих корнями в исламскую и арабскую культуру. Принципы исламской фармации как части исламской медицины основаны на текстах Корана, хадисах и традиционных трудах исламских научных работников-докторов, таковых как Ибн Сина (Авиценна) и Аль-Рази (Разес).
В данной публикации мы не будем касаться истории исламской фармации, заслуживающ?? некоторого внимания, а больше сфокусируемся на современных направлениях развития этого направления.
Исламскую фармацию определяют как междисциплинарную область, которая стремится соединить многолетние традиции внедрения фармацевтических препаратов из природного сырья с современной практикой, также включает вопросы разработки, производства, внедрения фармацевтических средств в согласовании с принципами ислама (понятие халяльности) и этические нюансы оказания фармацевтической поддержки.
Халяльные медицинские препараты
Изучая тему халяльности в отношении лекарственной продукции, необходимо подчеркнуть, что необходимость этой продукции раз в год вырастает. Данному содействует как большая популяция мусульманского жителей, так и её опережающий рост.
Конкретного определения размера рынка халяльной лекарственной продукции нет, разброс значений, которые выдаются разными аналитическими агентствами и профессионалами, очень вариабелен. Однако, все же, подчеркивается, что динамика роста этого рынка существенна.
Большего развития эти рынки достигнули в Индонезии, Малайзии, Турции, Саудовской Аравии, ОАЭ; за границами обычно мусульманских государств — в США. Интенсивно развиваются в данном направлении также рынки ряда остальных азиатских и ближневосточных государств. В последние несколько лет можно повстречать даже термин «халяльная лекарственная промышленность».
Халяльное лекарственное средство должно быть создано, произведено и применено согласно законодательству Ислама. Это касается целого ряда вопросов, таковых, как применяемые компоненты, технологические процессы, этические эталоны, и др. Не разрешается в качестве компонентов фармацевтических средств внедрение: алкогольных напитков, крови, свинины и частей хищных и всеядных зверей, в том числе части человеческого организма.
При наличии общепризнанного базисного подхода к определению халяльности фармацевтических средств есть и некоторые аспекты в отношении некоторых компонентов и технологических действий производства и хранения таковых фармацевтических средств.
Как проводится сертификация
С той целью, чтоб мусульманские пользователи были думают, что применяемые ими медицинские препараты соответствуют их религиозным убеждениям, проводится сертификация на халяльность. Она в самом общем виде включает несколько шагов:
- Представление обращения в орган по сертификации «халяль» с детализированной сведениями о лекарственном продукте, промышленных действиях и иные сведения.
- Первичная оценка (аудит) может включать инспекцию промышленных объектов и действий, источников поступления компонентов и проч.
- Правка несоответствий правилам проводится в случае установления таких и может повлечь корректировку действий и подмену источников поступления компонентов.
- Обучение (тренинг) для служащих по информированности о требованиях и процедурах, нужных для поддержания соответствия эталонам «халяль», на каждом шаге производства.
- Тестирование образцов проводится в процессе лабораторных испытаний для доказательства соответствия принципам «халяль» и отсутствия нелегальных (харамных) веществ.
- Выдача сертификата и разрешения на использования логотипа «халяль» на собственной продукции.
- Последующая сертификация и контроль подразумевает, что показатели сертификации действуют определенное время, по истечении которого проводится последующая сертификация для доказательства статуса.
Получить статус халяльного медицинские препараты можно в особых сертификационных центрах, имеющиеся во большом количестве государств мира, подав соответственное заявление и пройдя определенные процедуры.
Например, к примеру, на интернет-ресурсе Центра халяльности США (Halal Food Council USA) можно подать заявку с представлением нужных документов, после чего проводится инспекция объекта и при успешном прохождении выдается соответственный сертификат на год. Он быть может увеличен при соблюдении определенных условий.
Требования на получение халяльного статуса при соблюдении единых базисных положений могут несколько различаться в различных государствах.
Как проводится сертификация в Российской Федерации
В Российской Федерации за прошедшие годы также организована система сертификации халяльной продукции и вырастают её поставки в заграничные государства с мусульманским жителями. Это в основном касается продовольствия. Росстандартом принят государственные стандарты (не совсем корректно, но всё же) Р 70402-2024 «Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации «халяль», устанавливающ?? требования к работе органов по сертификации продукции, действий и услуг «халяль». В эталоне прописаны общие требования к процессу сертификации. Раздельно обозначено, что при органе должен быть сформирован экспертный совет по исламским вопросам для предоставления консультаций, советов и принятия решений по вопросам выполнения требований Ислама.
На интернет-ресурсах сертификационных центров можно найти список сертифицированной продукции «халяль» некоторых фармпроизводителей. Например, на интернет-ресурсе Интернационального центра стандартизации и сертификации «халяль» при духовном управлении мусульман Рф в приложении к сертификату, который был выдан 1 января 2025 года, указан список сертифицированной продукции «халяль» АО «Нижфарм», который содержит 60 позиций (Аквалор, псилобальзам, глицерин суппозитории, диклофенак суппозитории, релиф суппозитории и др.). Список сертифицированной продукции «халяль», которая выпускается ООО «Герофам», содержит 16 позиций (Ринглар, Ринлиз, Ринсулин, Инсулин аспарт и др.). При всем этом полного (официального) списка халяльных фармацевтических средств и лекарственных производств нет, в связи с тем, что это не регулируется на муниципальном уровне (нет таковых условий).
Сертификация продукции (производства) на халяльный статус может иметь значение при выходе организации из России на рынки мусульманских государств. Беря во внимание ориентацию на Восток, это может оказаться очень нужным.
Аптечное оказание консультаций
Исламская фармация касается и подобное направление, как аптечное оказание консультаций мусульман, которое включает несколько главных качеств:
- Халяльные медицинские препараты — осознание нелегальных компонентов; пребывание халяльных альтернатив; сотрудничество с медиками;
- Пост во время Рамадана — время приема фармацевтических средств в пост; держание поста и опасности для здоровья для пациентов с приобретенными болезнями; советы от нехватки воды и защиты от солнца;
- Культурные индивидуальности (чувствительность) и коммуникации — фармспециалист в аптеке должен проявлять почтение к пациенту; владеть познаниями по вероятному воздействию поста на здоровье; при появлении трудностей в осознании некоторых вопросов могут посодействовать консультации исламских научных работников.
Изучая тему аптечного оказания консультаций и халяльности, специалисты выделяют несколько более распространенных ситуаций.
Положение дел 1-ая — это выбор меж брендами разных производителей в рамках 1-го МНН. Медицинские препараты время от времени могут содержать алкогольные напитки в качестве компонента. Подмена на другого производителя, лекарственное средство которого не содержит спирт, в состоянии сделать его халяльным. Поглядеть, содержится ли спирт в этом медицинском препарате, можно в разных информационных базах. На данном шаге аптечный работник может действовать без помощи других, без консультации с доктором.
Положение дел 2-ая — подмена фармацевтической формы. К примеру, капсулы, которые содержат желатин, можно поменять пилюлями либо водянистой фармацевтической формой. Зависимо от типа медицинские препараты, аптечный работник может посоветовать перейти с капсул на пилюли при соблюдении ряда критерий деяния фармацевтических средств. Но это может востребовать согласования с доктором. При всем этом подчеркивается, что, если поменять производителя либо фармацевтическую форму нереально, некоторые желатин-содержащие капсулы можно открыть, а содержимое смешать с водянистой либо полутвердой едой.
Завершающим шагом может стать рассмотрение возможности подмены на продукт такого же фармакотерапевтического класса. В данной ситуации аптечному работнику может понадобиться поговорить с доктором, которые выписали рецепт.
Одновременно необходимо подчеркнуть, что появляются и подобные положении, если поменять лекарственное средство нереально. В схожей ситуации принимаются во внимание последующие обстоятельства: положение дел является жизнеугрожающей, халяльная альтернатива отсутствует, назначение сделал доктор, который знает шариатские законы, лечущее средство вправду помогает, ряд остальных событий (к примеру, юридические требования в отношении вакцинопрофилактики путников и др.).
В обрисованных выше ситуациях чрезвычайно принципиально сделать конструктивное межпрофессиональное взаимодействие меж медиками и аптечными работниками, которое в некоторых государствах быть может закреплено в специализированном соглашении.
Значимость учета социокультурных и религиозных особенностей при оказании консультаций пациентов в процессе оказания лекарственных услуг признается и Интернациональной федерацией провизоров, определяющ?? мировые тренды развития лекарственной работе.
Образование
Аптечные сотрудники, которые отпускают медицинские препараты клиентам-мусульманам в согласовании с положениями исламской фармации, должны быть обучены познаниям по ограничениям питания в Исламе и доступности халяльных фармацевтических средств. В мире есть разные курсы и программы по данному направлению. В некоторых государствах (к примеру, Саудовской Аравии, Египте, Малайзии, Индонезии и др.) есть институты, в которых можно поступить на программы бакалавриата, готовящих профессионалов, которые обладают познаниями по исламской фармации. Не считая настоящего институтского образования, можно пройти обучение на разных курсах, которые были посвящены исламской права и этическим нюансам назначений и отпуска фармацевтических средств.