Согласно данным ВОЗ, около 2/3 случаев преждевременной смерти взрослого трудоспособного населения приходятся на хронические неинфекционные заболевания (ХНИЗ), большую часть из которых составляют сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования и травмы. Трудящиеся составляют 50% мирового населения и вносят наибольший вклад в экономическое и социальное развитие страны, поэтому вопросы благосостояния их здоровья являются приоритетными для каждого государства. По мнению экспертов, все большую роль в профилактике хронических заболеваний играют корпоративные программы контроля здоровья сотрудников, однако существующие клинические рекомендации пока что слабо ориентированы на профилактику. Этой проблеме было посвящено очередное заседание оргкомитета Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России», состоявшееся на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
По показателю DALYs (Disability Adjusted Life Years), который определяет сумму потенциальных лет жизни, утраченных из-за преждевременной смертности и нетрудоспособности, почти 60% болезней в Европе обусловлены семью ведущими факторами:
- повышенное артериальное давление;
- потребление табака;
- чрезмерное потребление алкоголя;
- повышенное содержание холестерина в крови;
- избыточная масса тела;
- низкий уровень потребления фруктов и овощей;
- малоподвижный образ жизни.
За исключением повышенного артериального давления и содержания холестерина, которые в ряде случаев требуют медикаментозной терапии, все эти факторы предотвратимы и практически полностью зависят от образа жизни пациентов.
В последние годы в России активно развиваются корпоративные оздоровительные программы, включающие регулярный скрининг и пропаганду здорового образа жизни среди сотрудников. «Уже не первый год мы проводим эту панель, которая посвящена корпоративному здоровью. Важным акцентом, который сегодня делают работодатели в рамках укрепления здоровья работника, прежде всего является медицинская профилактика. Так, по решению Президента Российской Федерации в нашей стране реализуются федеральные проекты, например, национальный проект «Демография» и федеральный проект «Укрепление общественного здоровья», — рассказал зам. министра здравоохранения РФ Олег Салагай. — В рамках этих проектов реализуются мероприятия по разработке и внедрению корпоративных программ укрепления здоровья, которые на сегодняшний день реализуют в России уже несколько сотен работодателей. И, надо сказать, эти программы дают серьезный эффект — они востребованы работниками и дают дополнительные положительные результаты с точки зрения укрепления охраны здоровья».
Как отметил Салагай, очень важно, чтобы корпоративные программы на предприятиях были многообразны. Ранее, по его словам, корпоративные программы часто сводились только к корпоративному спорту, и это действительно эффективное направление, повышающее мотивацию и интерес трудящихся к физической активности. Однако сегодня появляются новые, не менее важные практики, ориентированные на укрепление ментального здоровья, сохранение качества зрения, повышение приверженности работников регулярным профилактическим осмотрам и диспансеризации, что является одним из наиболее эффективных мероприятий с точки зрения профилактической медицины.
«Мировой опыт применения корпоративных программ здоровья наглядно продемонстрировал их благотворное влияние на образ жизни сотрудников. Корпоративные программы помогают создать здоровую среду на предприятиях, снижают уровень заболеваемости ХНИЗ, а также позволяют снизить медицинские расходы на лечение пациентов с выявленными заболеваниями, что, безусловно, дает возможность снизить кадровые риски», — сообщил член президиума Ассоциации медицинских специалистов по модификации рисков, д.м.н. Антон Наумов. — Пропаганда здорового образа жизни на рабочем месте — это комплексный, многоуровневый эффективный процесс, в котором должны принимать участие все заинтересованные стороны — врачи, пациенты, экспертное сообщество, СМИ и органы государственной власти. Наша Ассоциация медицинских специалистов по модификации рисков (АМСМР) ставит своей первоочередной задачей привлечение внимания медицинского сообщества и общественности к тому, что существует реальная возможность влиять на целый ряд факторов риска, модифицировать и изменять их, снижая таким образом вред для здоровья».
Как отметил Наумов, модификация рисков предполагает применение научно обоснованных методов и гибкий подход к регулированию различных сфер жизни, а также снижение влияния на здоровье таких вредных факторов, как гиподинамия, злоупотребление алкоголем и курение табака. «За основу мы взяли стратегию кардиоваскулярного здоровья, предложенную Американской ассоциацией сердца (AHA). Речь идет о восьми правилах жизни, в число которых входит четыре диагностических фактора — контроль показателей индекса массы тела, артериального давления, холестерина и глюкозы в крови, и четыре поведенческих фактора — качество питания, высокая физическая активность, отказ от табакокурения и здоровый сон. Соблюдая эти простые правила, мы модифицируем риск, что в свою очередь позволяет изменить парадигму лечения уже развившихся заболеваний на стремление к сохранению здоровья и профилактике», — объяснил Наумов. — «Очень важно, чтобы врач сегодня имел такие инструменты, которые позволяли бы ему без осуждения, принуждения и ультимативных требований менять образ жизни пациента. Ультимативные требования могут привести к тому, что пациент откажется от любых профилактических мероприятий. В связи с этим со стороны организаторов здравоохранения необходим комплексный риск-ориентированный подход. Сегодня ни одна клиническая рекомендация Российской Федерации не содержит четкого плана по модификации факторов риска пациентов. Задача АМСМР состоит в создании таких рекомендаций, которые будут простыми, выполнимыми и конкретными, потому что «маленькие шажки» на пути к здоровому образу жизни эффективнее позволяют дойти до цели, нежели кардинальные и резкие решения».
Кроме того, как рассказал врач, со стороны государства необходимы шаги по созданию условий, в которых регулирование продукции будет пропорционально наносимому вреду и будет существовать возможность информировать население о существовании менее вредных альтернатив. «Например, относительно табакокурения важно законодательно дифференцировать бездымную продукцию, признавая ее преимущество в снижении вреда по сравнению с обычными сигаретами. Новое исследование ВЦИОМ показало, что, несмотря на все меры борьбы с табакокурением, в России с 2014 года количество курящих не меняется. Еще более печален тот факт, что в 2022 году (также по данным ВЦИОМ) 31% курильщиков отказались бросать курить, в то время как в 2017 году этот процент составлял 19%. Конечно, речь идет о курильщиках с тяжелой зависимостью, здесь полный отказ от курения является лучшим, но иногда недостижимым результатом. Но в то же время снижение вредного воздействия от продуктов курения табака, как для пациентов, так и для окружающих возможно достичь, если такие пациенты перейдут на менее вредную альтернативу сигаретам. Регуляторная политика государства должна учитывать это и работать не только на полный запрет, но и предлагать альтернативные решения, — подчеркнул Наумов. — Понятно, что любая альтернатива — это только временная мера для снижения вреда при невозможности полного отказа от вредной привычки, и это не конечная точка взаимодействия с пациентом, но, тем не менее, это путь. И я убежден, что использование вот таких реалистических подходов к модификации рисков как в здравоохранении в целом, так и в корпоративных стратегиях охраны здоровья позволит сохранить кадровый потенциал и трудовые ресурсы страны».
Материал партнера: PMI Science