ФГБНУ «Научно-исследовательский институт ревматологии имени В.А. Насоновой»
Институт ревматизма АМН СССР был создан 8 марта 1958 года по инициативе академика АМН СССР Анатолия Иннокентьевича Нестерова, который стал и его первым директором.
В середине ХХ века во всем мире, в том числе и в нашей стране, бушевал ревматизм. По образному выражению А.И. Нестерова, «ревматизм не принадлежит к числу тех заболеваний, которые проносятся ураганом эпидемий… не поражает воображение статистикой смертельных катастроф…». Однако недооценка опасности этого заболевания и его тяжелейших последствий для здоровья людей приводила к потере большого числа жизней, в том числе детских.
Борьба с ревматизмом становится одной из главных задач Института ревматизма. «Больные ревматизмом и ревматическими пороками сердца составляли тогда большую часть наших пациентов, — рассказывает профессор Яков Александрович Сигидин, который работает в институте с момента его основания. – Ревматологи обязательно были еще и кардиологами, потому что среди самых тяжелых болезней сердца ревматические пороки также составляли большинство. Ими страдали совсем молодые люди, и, увы, пороки сердца были причиной смерти многих наших пациентов. Ревматизм был тяжелейшим заболеванием, о нем говорили, что он «лижет суставы и кусает сердце». Сейчас люди умирают от порока сердца крайне редко. За последние десятилетия в нашем институте мы видели лишь единичных пациентов с таким диагнозом. Можно даже удивиться, что заболевание, от которого страдало большинство наших пациентов, практически исчезло. Исчезли и многие проблемы, которыми занимались ревматологи в те годы. Поэтому мы иногда и говорим в шутку: была целая Атлантида, которая утонула вместе со своими проблемами».
Атлантида утонула… Ревматология осталась. Появились «новые» болезни. Одной из самых страшных была системная красная волчанка. Почти все впервые поступившие в институт пациенты с этим диагнозом довольно быстро погибали. Но постепенно были разработаны основные принципы лечения этого заболевания. Сейчас можно сказать, что системная красная волчанка превратилась в хроническое контролируемое заболевание с практически неопределенной длительностью жизни, сохранением работоспособности.
Планируя организацию Института, призванного возглавить борьбу с ревматизмом, А.И. Нестеров изначально заложил в его структуру возможности изучения и лечения и других ревматических заболеваний. Интенсивность научных исследований по различным проблемам современной ревматологии особенно выросла после прихода к руководству Институтом в 1970 году академика Валентины Александровны Насоновой. Среди основных направлений научной работы было изучение инфекционных, генетических факторов, иммунных и аутоиммунных аспектов патогенеза болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, разработка новых методов диагностики и лечения ревматических заболеваний.
Жизнь потребовала, чтобы институт занимался самыми разными ревматическими заболеваниями, прежде всего – болезнями суставов. Кроме того, здесь продолжали изучать и лечить красную волчанку, системные васкулиты, склеродермию и другие болезни соединительной ткани. Поэтому институт стал называться Институтом ревматологии. В.А. Насонова работала здесь более 50 лет, 30 из которых была директором. В 2000 году эстафету руководства принял академик Евгений Львович Насонов.
Круг научной деятельности института постоянно расширялся. Все чаще стали поступать больные с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в том числе с ревматоидным артритом, болезнью Бехтерева, остеоартритом, остеопорозом – и так далее.
Большой вклад в работу института вносил сильный профессорско-преподавательский состав. Одним из важнейших направлений деятельности всего научного коллектива было активное сотрудничество с зарубежными коллегами из многих стран мира. Была выполнена серия совместных международных многоцентровых программ. С 2002 по 2018 год сотрудники института принимали участие в работе более 300 международных конгрессов, конгрессов и симпозиумов, выступали с многочисленными устными сообщениями и постерными докладами.
Сегодня институт занимает лидирующее положение в ревматологии не только в России, но и в международном медицинском сообществе.
«В этом столетии в ревматологии произошли колоссальные изменения, — говорит научный руководитель института Е.Л. Насонов. — Наверное, такой резкий прогресс неслучаен. И самое важное – наши ревматологи оказались готовы к этому прорыву. Это очень большое достижение, и это не зависит от финансирования, а зависит от понимания того, что медицина в ХХI веке становится еще большим искусством, чем это было во времена Гиппократа или в ХIХ веке, когда мы говорим о Боткине и Пирогове. Необходимо понимать и то, что новые уникальнейшие методы молекулярной биологии и биотехнологии, различные варианты усовершенствования компьютерной, магнитно-резонансной и позитронно-эмиссионной томографии не должны затмевать роль врача как личности. Может быть, мы потому и оказались на передовых рубежах, что, с одной стороны, сохранили наши медицинские традиции, нашу школу, а с другой – были готовы воспринять инновации».
В 2018 году директором Института ревматологии стал доктор медицинских наук, профессор Александр Михайлович Лила.
Институт всегда был и остается головным учреждением для всех ревматологов России. «Наша цель – не просто назначить лечение, которое уже известно, — считает А.М. Лила, — а быть на острие инноваций, создавать и активно внедрять современные технологии с последующим их масштабированием на все «ревматологическое пространство» Российской Федерации. Если вы являетесь лидером в отрасли, то должны не просто быть «первым среди равных», а нести максимальную нагрузку – разрабатывать клинические рекомендации, новые методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний, все это апробировать и транслировать ревматологическому сообществу».
В институте открыты новые лаборатории. Значительно вырос спектр применяемых препаратов, появились лекарства с принципиально новым механизмом действия. Резко увеличился процент больных, которым удается оказать действенную помощь: замедлить прогрессирование заболевания, предупредить рецидивы, существенно улучшить качество жизни.
В настоящее время институт ежегодно обеспечивает стационарной помощью почти 5 тыс. пациентов из всех регионов страны. За 2017 год в Консультативно-диагностическом центре было зарегистрировано более 38,5 тыс. обращений к врачам-специалистам.
В ревмоортопедическом отделении ежегодно оперируются более 600 пациентов. В детском ревматологическом отделении ежегодно проходят стационарное лечение более 700 детей, при этом большинству из них оказывается высокотехнологическая помощь с использованием генно-инженерной биологической терапии.
С января 2018 года институт зарегистрирован в Телемедицинской информационной системе Минздрава России для оказания телемедицинских консультаций с использованием дистанционных технологий. Это действенный инструмент, который позволяет в короткие сроки (от нескольких часов до 5 дней) проводить консультации пациентов из других медицинских организаций наиболее подготовленными научными сотрудниками.
За 60 лет НИИ ревматологии прошел большой путь, позволяющий институту гордиться своими успехами и достижениями. Здесь по-прежнему бережно хранят многолетние традиции, заложенные основоположниками отечественной ревматологии. С 2013 года Институт ревматологии по праву носит имя академика Валентины Александровны Насоновой.